Рецессия в российской экономике завершена, она переходит в стадию оживления, радуются в Минэкономразвития. Однако окончательно констатировать прохождение «дна» можно лишь через полгода, да и рисков второй волны кризиса никто не отменял.
«Главным результатом июля стал рост ВВП, очищенный от сезонной и календарной составляющих, на 0,5% к июню», – с оптимизмом констатировал в понедельник замглавы ведомства Минэкономразвития Андрей Клепач. В июле спад экономики составил 9,3% в годовом выражении. Это меньше, чем было раньше: в июне было зафиксирован минус 10,1% к июню прошлого года, в мае – минус 11,5%, отметил чиновник. Теперь экономика переходит к фазе оживления. «Пошел рост», – порадовался и первый вице-премьер Игорь Шувалов.
Минэкономразвития с удовлетворением отмечает, что если в мае – июне стимуляторами роста в основном были экспортеры сырья, то в июле оживление охватило почти все отрасли промышленности. «Мы считаем, что промышленность нижнюю точку прошла под влиянием как внешнего спроса, так и внутреннего, то есть предприятия адаптировались к этому спаду. Растет государственный спрос, госзаказ, оборонзаказ, деньги дошли до предприятий», – поделился оптимистичными наблюдениями замминистра. По словам Клепача, инвестиционная сфера больше не является центром кризиса: в июле инвестиции с учетом снятой сезонности выросли на 0,3% к июню.
Однако эксперты считают, что основным стимулом наблюдавшегося роста промышленности был все же внешний, а не внутренний спрос.
«Подъем есть только в промышленности, причем он связан с оживлением внешнего спроса, в основном на азиатских рынках», – говорит Наталья Орлова из Альфа-банка. «Рост тесно связан с оптимизмом, который наблюдается на внешних рынках, судя по опубликованным статистическим данным по Германии, Франции, Японии и США», – соглашается аналитик «Уралсиб Капитал» Владимир Тихомиров. Эти страны выходят из рецессии, спрос растет, что, в свою очередь, положительно сказывается на ценах, на российском экспорте сырья и пополнении бюджета.
Но это не значит, что внутренний спрос также подтягивается, подчеркивает Орлова. «В предкризисные месяцы прошлого года в России был дутый рост экономики, рассчитанный из объемов готовой продукции, скопившихся на складах, – напоминает руководитель аналитического отдела компании «Ренессанс капитал» Алексей Моисеев. – Затем начались колоссальные распродажи готовой продукции, и по мере того, как склады стали пустеть, возобновилось промпроизводство и опять начался «рост экономики».
Реально располагаемые доходы населения также сокращаются, напоминают эксперты: падение в июле к июню составило 0,2%. «О завершении рецессии говорить рановато.
Хотя экономика действительно нащупала некоторое дно, рисков осени этого года и зимы следующего никто не отменял», – полагает Орлова. Вероятность негативных событий осени сохраняется, есть риски падения китайского спроса и коррекции цен на нефть, а также второй волны кризиса финансовой сферы из-за невозврата кредитов.
Несмотря на оптимистичные заявления об окончании рецессии, с осторожностью смотрят в будущее и в Минэкономразвития. «Мы не исключаем, что дальше может произойти некоторая пауза в росте по промышленности в сентябре – октябре, темпы оживления уменьшатся... У нас КамАЗ будет стоять, «АвтоВАЗ» будет стоять, авария на Саяно-Шушенской ГЭС тоже скажется – 15% производства электроэнергии по Сибири накрылось», – посетовал Клепач. Оживление «пока не является устойчивым или интенсивным», поэтому говорить о стопроцентном прохождении «дна» пока рановато. «То есть спад закончился. Или, как говорят на Западе, рецессия закончилась, но кризис еще не преодолен», – туманно резюмировал Клепач.
Говорить об окончании кризиса будет возможно, если в III и IV кварталах будет положительный прирост ВВП к предыдущим кварталам. По мнению Орловой, на траекторию роста мы выйдем во второй половине 2010 года.
Похожие явления наблюдаются и в других странах. Мировая экономика достигла дна кризиса, но восстановление в развитых странах может быть вялым, кроме того, растет риск второй волны рецессии, предрекает профессор экономики Нью-Йоркского университета Нуриэль Рубини. По его мнению, во многих развитых экономиках (США, Великобритания, Италия, Испания и другие страны еврозоны), а также в некоторых экономиках emerging market рецессия формально не завершится до окончания этого года. Поэтому выход из кризиса будет происходить по U-образному сценарию, пишет Рубини в статье, опубликованной в Financial Times.
Не исключено, что в будущем нас может ожидать не медленный подъем, а череда новых подъемов и спадов. «Думаю, мировая экономика и российская будут развиваться по W-образному пути. Между резкими спадами будет несколько лет роста, именно в такую стадию мы сейчас вступаем», – считает Моисеев.
По материалам ЗАО «Газета.Ru»