операторов по внутреннему туризму и хотельеров волнует только один вопрос – чего ожидать от летнего сезона 2009 года?
Мнения краснодарских хотельеров по поводу ценовой политики разделились – одни считают, что если курс доллара и евро будет продолжать подниматься, то многие туристы все-таки сделают свой выбор в пользу отечественных курортов, поэтому снижать или «замораживать» цены и идти на уступки операторам не торопятся. Другие, решили вести более гибкую политику, отказаться от жестких блоков, не выставлять цены сейчас, а оставить возможность вернуться к обсуждению стоимости проживания ближе к началу сезона. «Часть гостиниц будет по-прежнему претендовать на жесткие блоки, хотя для операторов сейчас важнее изменить схему взаимодействия с хотельерами, и уйти от жестких блоков, - говорит заместитель директора московского офиса компании «Нева» Александр Шамшиев. Поэтому естественно, что до марта, пока не настанет время определяться с ценами, мы будем наблюдать некую борьбу между операторами и объектами размещения».
Согласными на компромисс в этой борьбе, по мнению экспертов, будут частные отели, особенно мини-гостиницы. Если еще в прошлом сезоне владельцы отелей с небольшим номерным фондом предпочитали не заключать контрактов с операторами, а работали на прямого клиента, то теперь они сами предлагают свои услуги турфирмам, и готовы пересматривать цены – лишь бы не потерять поток. «Нас приятно удивило, насколько гибкой стала позиция хотельеров, - сообщил вернувшийся с выставки генеральный директор компании «Дельфин» Сергей Ромашкин, - жесткие блоки берут на себя не многие, к тому же в этом году впервые появилось понятие «предварительные договора»: хотельеры согласны возвращаться к обсуждению цен ближе к сезону». С ним согласна генеральный директор компании «Ривьера-Сочи» Бэлла Тарасова. «На выставке было заметно, что хотельеры стали вести себя совсем по-другому, если раньше мы упрашивали их дать скидку хотя бы в 10-15%, то во время выставки ко мне подходили руководители отелей, которые сами предлагали сотрудничество с 20% скидкой. И никаких разговоров о предоплате». Труднее всего операторам договариваться с санаториями, которые рассчитывают на программу социального страхования. Они в меньшей степени готовы идти на уступки.
Если раньше в конце января - начале февраля гостиницы уже определялись с ценами, и операторы начинали продажи, то сейчас можно говорить только о тенденциях, а не о конкретных предложениях. Одна их них – смещение продаж. Операторы готовы, что продажи начнутся непосредственно перед сезоном. Клиенты будут до последнего сравнивать, взвешивать и анализировать. Скорее всего, больше клиентов выберет сегмент мини-гостиниц. Так же возможно смещение к более дешевому и короткому отдыху, а так же большинство туристов воспользуются жд и автобусами, а не самолетом.
Говорить о конкретных ценах тоже пока рано – они появятся к весенним выставкам. Многие гостиницы уже выставили цены на сайтах, но при этом сообщили, что те будут пересмотрены. Практически все операторы говорят о повышении в среднем на 20%. «Я не думаю, что будет серьезное повышение, - считает Бэлла Тарасова, - цены вырастут только с учетом инфляции. Большинство отелей трезво оценивают ситуацию. Некоторые пошли на дифференциацию по категориям. Могут в какой-то категории номеров снизить цены, в какой-то повысить исходя из спроса. А если кто-то серьезно завышает цены, то чаще по объективным причинам – к примеру, за счет введения новых услуг или перехода на систему «all inclusive».
На этом фоне некоторые операторы готовы сокращать квоты номерного фонда, но менять ассортимент предложений не стремятся. «Мы будем работать со своими традиционными партнерами, но при этом рассматривать новые предложения», - говорит Александр Шамшиев («Нева»). По его мнению, нужно попытаться покрыть весь сегмент отелей, но при этом смотреть туда, куда будет двигаться клиент. Делать какие-то резкие шаги или идти на какие-то меры сейчас преждевременно, как, впрочем, и строить бизнес исходя из собственных прогнозов и опыта прошлых лет. Операторам, прежде всего, придется посмотреть на рынок новым взглядом и понять, что и по какой цене нужно клиенту.