В июле комитет по вопросам государственной власти и местного самоуправления Законодательного собрания Нижегородской области одобрил инициативу депутата Александра Кузнецова, касающуюся ужесточения штрафов за самовольное нанесение надписей и рисунков на стены зданий. Тогда депутат отметил, что ситуация с появлением росписей на сооружениях в городе совершенно неуправляема. «Такого я не наблюдал ни в одной развитой стране», – сказал он.
Депутаты Заксобрания приняли в I чтении изменения в "Кодекс об административных правонарушениях».
На данный момент максимальный штраф за порчу стенки – всего три тысячи рублей. А владельцы пострадавших зданий отмечают, что ремонт фасада – это порядка двухсот тысяч.
Когда на пресс-конференции, посвященной созданию «Комитета защиты Нижнего Новгорода» Александр Котюсов озвучил в задачах привлечение внимания власти, депутатов и общественности к проблеме защиты зданий от уродующих вид города надписей — заявление вызвало неоднозначную реакцию. Не понятно, что и от кого собираются защищать и главное — какими способами. Несколькими днями позже инициатор создания комитета рассказал, что встречался с нижегородскими граффитистами и считает, что с ними надо вести диалог. Уже после обсуждения поправок Котюсов высказался, что не уверен, что простым увеличением штрафов эту проблему можно решить. Надписей назло будет больше. Молодежь, уродующую стены в городе как не ловили, так и не будут ловить. Милиции и без этого есть, чем заниматься.
Милиция-то ловит, но лично мне известна чудесная история, как несколько молодых и подающих надежды граффитчиков попались патрулю в Центре Сормово. В итоге откупились за тысячу рублей.
Что совсем удивительно – инициатива подобных поправок исходит от самих представителей субкультуры.
Алексей Lexus: «Я считаю, что много нехороших надписей дискредитирующих саму культуру граффити. Они делаются детьми-хулиганами. Увеличение уровня штрафов – это необходимая мера. Это наша инициатива с которой мы обратились к депутату Кузнецову. Я был на обсуждении поправок к закону».
В конце сентября – начале октября в Нижнем Новгороде пройдет ставший уже традиционным фестиваль «Лицо улиц». Организаторы планируют разрисовать стенку – целых 1500 квадратных метров. И если все получится – это будет самая большая расписанная стена в ПФО. Фестиваль направлен на популяризацию граффити с человеческим лицом - «мы показываем, что можно легально и красиво рисовать, а не оставлять ничего не несущие надписи, которые уродуют город».
Но есть и другое мнение. Ников и имен называть не будем, обозначим наших собеседников как людей имеющих прямое отношение к граффити в Нижнем Новгороде.
«У меня нет однозначного мнения. С одной стороны – да отлично, что повышают штрафы, так как многие дома в центре города - культурные памятники. Но тут дело совести каждого. С другой стороны – любой современный мегаполис несет в себе граффити, а в большинстве случаев теггинг. Примеры можно найти в крупных городах Европы. А повышение штрафов не изменит ситуации. Да поймают пару малолеток, выпишут штрафы. Эти рисовать перестанут, придут другие. Всех не переловят».
«Поправку Кузнецова можно назвать «а к чему мы бы такому придраться, чтобы отличиться». Ещё было бы интересно узнать, с какими именно граффитчиками встречался Котюсов. Когда в нашем городе сами творческие деятели пытались выйти на диалог с администрацией – на приглашение откликнулось немногие. А теперь некие депутаты активизируют нашу милицию, чтобы они забирали всех кто близко подошёл к стене. Ужесточение штрафов не выход. Они борются совершенно банальным способом. Это раньше не работало и тут работать не будет».
Сейчас в российском законотворчестве часто ссылаются на зарубежные работающие реалии.
В большинстве стран мира нанесение граффити на чью-либо собственность без разрешения на то владельца данной собственности считается вандализмом и карается по закону. Например, в Европе за поимку граффитчика положено большое вознаграждение. Поэтому в Праге, где много старинных памятников, местные жители по ночам только и делают, что ловят художников.
И нравы за рубежом зверские. Когда тебя ловят – вешают на шею все граффити, нарисованные в твоем стиле. Если поймают одного человека из твоей команды, то посадят года на два и всех остальных. Поэтому в Москву часто совершают паломничество поставленные на учет граффитчики из Германии и Польши. В столице России они находят достойное приложение своим силам.
Вот и получается, что проблема есть и ее надо решать. И хоть проводятся и принимаются поправки в тесном взаимодействии с представителями субкультуры — какие-то не те способы выбирают законодатели. Как стражи порядка будут отличать тех, кто собрался нарисовать шедевр и тех, кто малюет слова из трех букв? Насколько увеличение штрафа повлияет на приобщение к легальному граффити и повлияет ли вообще? И много ли разрешений надо получить для такого легального граффити в Нижнем Новгороде? Что-то я не слышала, чтобы наша мэрия объявляла тендеры на расписывание бетонных стен. Думаю многие бы поучаствовали.
А ответы на все эти вопросы мы узнаем не сразу – наступила осень. И холод как-то не способствует увеличению числа рисунков.
Вот представляешь себе всегда, что граффити — это некое искусство, которое имеет социальный подтекст и в какой-то степени противопоставляет себя обществу. И в любом случае незаконное. А тут пытаются загнать в рамки то, что загнать невозможно. Рисовать хотят многие, а вот реализовать себя они могут только на заборах. Но со словами из трех и более букв предлагаю бороться. Только не знаю как. Ни одна из инициатив лично у меня не вызывает доверия. Потому что ни одна из них не эффективна — действует только в одном направлении.
При использовании материала ссылка на «В городе N» обязательна.