Минпромторг намерен вдвое, до 1 млрд руб., сократить объем финансирования госпрограммы льготного автокредитования граждан в 2009 году. Действительно, пока госпрограмма автокредитования не смогла поддержать спрос на падающем авторынке. Министерство надеется на рост спроса на госкредиты в 2010 году, но участники рынка считают, что программа будет жизнеспособна, если объединить ее с другой, пока еще не реализованной мерой — утилизационной премией.
Вчера Минпромторг опубликовал проект поправок в постановление правительства N 139-р от 9 февраля 2009 года, которым утверждена госпрограмма автокредитования граждан. Министерство предлагает вдвое уменьшить объем средств, зарезервированных под госпрограмму на 2009 год — с нынешних 2 млрд до 1 млрд руб. Теперь Минпромторг должен согласовать эти поправки с другими министерствами, после чего проект постановления поступит в правительство.
Судя по всему, в министерстве поняли, что программа не пользуется таким спросом, как предполагалось изначально, и субсидии в размере 2 млрд руб. в 2009 году просто не будут востребованы, говорит аналитик ИФК "Метрополь" Михаил Пак. На начало августа банки выдали физлицам 23,4 тыс. субсидированных автокредитов. Исходя из этих данных, подсчитал аналитик, Минпромторг должен был выдать субсидий банкам по автокредитам на 350-400 тыс. руб. Если учесть, что до конца года осталось пять месяцев, а в ноябре-декабре на авторынке традиционный спад, вряд ли на 2009 год понадобится субсидий больше чем на 1 млрд руб, заключает господин Пак.
В Минпромторге вчера подчеркнули, что не урезали программу льготного автокредитования, а лишь перераспределили средства внутри нее: общий объем программы, как и раньше, остался на уровне 6 млрд руб., но деньги, зарезирвированные на 2009 год, частично будут использованы в 2010 году (в следующем году на субсидии планируется направить 3,5 млрд руб.). В министерстве это объяснили тем, что программа заработала только в мае, то есть фактически с полугодовым опозданием, и что лишь недавно (с середины августа) банки начали выдавать госкредиты на покупку машин стоимостью до 600 тыс. руб. (ранее ценовой порог был на уровне 350 тыс. руб.). Это означает, что спрос на такой продукт, как льготное госавтокредитование, еще не достиг своего пика, это произойдет не ранее 2010 года, говорят в министерстве. В 2009 году Минпромторг рассчитывает продать около 100 тыс. автомобилей в рамках госпрограммы, но господин Пак считает, что объем не превысит 80 тыс. машин.
Дилеры и автопроизводители изначально критиковали программу. Они отмечали, что население в кризис неохотно берет кредиты. Действительно, за январь-июль продажи автомобилей в России упали на 50%, а выданные кредиты занимают не более 1% продаж (всего продано 879,1 тыс. машин). В "Соллерс" (выпускает UAZ, SsangYong, Fiat, которые продаются в рамках госпрограммы) "Ъ" сказали, что поддерживают идею перераспределения средств в пользу 2010 года и что "автопроизводители сами обращались в министерства с подобной просьбой". Телефон представителя АвтоВАЗа вчера не отвечал.
С 2010 года должна начать работать и другая мера поддержки авторынка — так называемая утилизационная премия, когда государство доплачивает собственнику десятилетней машины около 50 тыс. руб., если он согласится сдать ее в утиль и приобрести новый автомобиль, собранный в России (см. "Ъ" от 12 августа). Глава совета директоров дилерского холдинга Genser Игорь Пономарев уверен, что программы не будут конкурировать, потому что "направлены на разных покупателей". Разумнее было бы обе программы объединить, считает дилер.
По материалам А'БМ