Как сообщает группа информации и общественных связей Управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Нижегородской области, на днях под председательством директора ФСКН России Виктора Иванова состоялось очередное заседание Государственного антинаркотического комитета.
Одной из тем, обсуждавшихся на заседании, было преодоление демографического кризиса в России. Известно, что, уровень смертности среди 15-34-летних в России в 5-7 раз выше, чем странах Европы. Ежегодно из жизни уходят более 100 000 молодых людей, и это при том, что в последние 6 лет уровень «молодёжной» смертности постоянно снижается. Понятно, что такой высокий уровень смертности среди молодых, работоспособных людей отражается на социально-экономическом положении страны как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе, так как Россия теряет не только молодых специалистов, но и людей репродуктивного возраста.
Когда специалисты попытались объяснить этот феномен, оказалось, что непосредственной причиной столь частых смертей в молодом возрасте являются сердечно-сосудистые и респираторные заболевания, заболевания печени, почек и пищеварительного тракта. Но возникают эти заболевания не на пустом месте: более глубокий анализ ситуации показал, что высокий уровень отказа работы жизненно важных органов чаще всего вызван форсированным развитием их патологии – на фоне истории употребления молодёжью сильнодействующих наркотиков и, прежде всего, афганского героина и российского дезоморфина. На заседании ГАКа были приведены следующие данные: уровень «молодёжной» смертности в России резко взлетел непосредственно после начала военной кампании в Афганистане в октябре 2011 года, которое вызвало взрывной рост производства героина, и стал снижаться через три года после этого, в 2004 году, усиление полицейской активности на территории Афганистана привело к некоторому снижению объёмов циркуляции в стране героина.
Если же говорить о действиях внутри России, то большую роль, по мнению В. Иванова, сыграет введении рецептурного порядка отпуска кодеиносодержащих препаратов с 1 июня следующего года. В трёх областях России – Белгородской, Калужской и Липецкой – такой порядок продаж уже введён. Всего за два месяца объёмы продаж популярного среди наркопотребителей препарата «Терпинкод» в этих регионах упали в 36 раз, а количество притонов и объём потребляемого дезоморфина сократились в 2 раза. Соответственно, изменится в положительную сторону и общероссийская ситуация.
Также в ходе заседания Государственного антинаркотического комитета было принято решение создать при нём межведомственную группу по выявлению причин и факторов смертности, связанной с наркопотреблением. Руководителем группы директор ФСКН предложил назначить своего зама Н. Цветкова, а в состав группы пригласить представителей сферы здравоохранения и научного сообщества.
Также, кроме демографической проблемы, участники заседания ГАК обсудили перспективы культивирования в России ненаркотических сортов конопли (в Российской Империи и Советском союзе объёмы выращивания этого растения в промышленных целях превышали сегодняшние в 300 и более раз). Об этой инициативе в последнее время говорится довольно много. Виктор Иванов привёл несколько причин в пользу принятия такого решения.
Во-первых, выращивание ненаркотической конопли выгодно экономически: с одного гектара конопли можно получить до 7 тонн высококачественной целлюлозы (для сравнения: с одного гектара леса – не более 1 тонны), на мировом рынке стоимость этого сырья в два раза превышает стоимость простого хлопка, а спрос на конопляные ткани растёт на 30% в год, в то же время Россия импортирует ежегодно до нескольких миллионов тонн конопляного и джутового волокна и малоценного пальмового масла.
Во-вторых, российская сельскохозяйственная школа разработала 20 сортов конопли с крайне малым содержанием наркотического алколоида (тетрагидроканнабинола). При этом данные виды растения обладают более сильным генотипом, то есть при достаточном распространении они естественным образом заменят наркосодержащие виды конопли.
Таким образом, по словам В. Иванова, увеличение площадей посевов ненаркотической конопли будет, с одной стороны, способствовать экономическому развитию страны, а с другой – отвечать целям государственной антинаркотической политики.