Президент США Барак Обама выступит в Нью-Йорке с программной речью, посвященной годовщине эскалации мирового экономического кризиса, вызванной банкротством инвестбанка Lehman Brothers. Пока итоги прошедшего с тех пор года таковы: пожар в основном потушен, главный пожарный устал, а его профессионализм под вопросом, но наладкой системы противопожарной сигнализации всерьез пока никто так и не озаботился.
Главными темами сегодняшней речи Обамы, по данным его пресс-службы, станут действия по спасению экономики «с края пропасти» и предложения по недопущению подобных кризисов в будущем. По первому пункту эксперты американского президента поддерживают — властям США довольно успешно удалось стабилизировать ситуацию и не допустить худшего. «Мы избежали экономической депрессии с полным крахом финансовой системы и безработицы на уровне 20%. В этом главный итог кризисного года», — считает старший экономист Decision Economics Кэрри Лэхи. «Наиболее разумно и креативно действовала ФРС, — отметил РБК daily старший экономист Northern Trust Пол Кэсриэл. — Взять хотя бы программу TALF (предоставление кредитов финансовым институтам под залог обеспеченных активами ценных бумаг), которая обеспечивала возможности для кредитования частного сектора». При этом, по словам экспертов, многие действия американских властей, хотя и не были тщательно проработаны, все же устранили панику в экономике.
Однако аналитики отмечают, что год спустя после краха Lehman Brothers необходимые меры для предотвращения подобных кризисов так и не были приняты. «Казалось бы, это должно было произойти в законодательстве о финансовом регулировании, но, если на этой неделе какая-нибудь крупная финансовая компания обанкротится, регуляторы окажутся в такой же ситуации, как и год назад с Lehman, — говорит Кэрри Лэхи. — Чтобы заниматься такими сложными учреждениями, как Citigroup или AIG, Минфину и ФРС нужны специальные полномочия, предоставленные конгрессом, которому сейчас не до этого — все взоры в данный момент обращены к реформе здравоохранения».
Вместе с тем не завершена работа по устранению хаоса, вызванного текущим кризисом. «Когда в марте появились первые признаки стабилизации на рынках и в экономике, многие программы остались без внимания. Например, программа государственно-частного партнерства по выкупу токсичных активов в США и аналогичные ей программы в других странах так и не заработали в полной мере», — пояснил РБК daily аналитик Julius Baer Маркус Алленспах.
Нынешний кризис серьезно подорвал не только американскую финансовую систему, но и позиции Вашингтона в мировой экономике в целом. На первый план вышел вопрос доверия к доллару как к главной мировой резервной валюте, причем не только в развивающемся мире, но и среди партнеров США по G7. Всех пугают риски скачка инфляции в США в ответ на низкие ставки и триллионы закачанных в экономику долларов.
«Думаю, гиперинфляция уровня 70-х годов прошлого века возможна, но не неизбежна», — полагает Пол Кесриэл. По его словам, доминированию доллара в международных резервах и торговле может прийти конец не раньше чем через 10—15 лет, причем в отсутствие какой-либо одной мощной альтернативы у доллара могут появиться конкуренты на региональном уровне.
Кризис поспособствовал и более масштабной регионализации мировой экономики. По словам экспертов, возвышение G20 как основной структуры по координации антикризисных действий стало ответом на неспособность США и развитого мира в лице «семерки» справиться с ролью центра и регулятора мировой экономики. Именно на уровне G20, которая соберется на очередной саммит в Питтсбурге 24—25 сентября, и будет решаться вопрос о том, можно ли подводить черту под кризисом и что делать с мировой экономикой дальше.
По материалам РосБизнесКонсалтинг