Президент России Дмитрий Медведев провозгласил беспрецедентную открытость во внутренней политике страны. Так считает ведущий научный сотрудник, директор программы "Россия и Азия" Института мировой безопасности (США, Вашингтон) Николай Злобин.
"Очень важную вещь произнес Дмитрий Медведев, которую многие не заметили. Он совершил переворот в российском политическом мышлении - сказал, что нам необходимо критически относится к внутренней политике других государств и проводить ее мониторинг", - сказал сегодня Злобин, комментируя выступление главы российского государства на конференции "Современное государство и глобальная безопасность" в Ярославле, передает "Интерфакс".
Как отметил политолог, в своем выступлении Медведев заявил, что государства должны знать друг о друге как можно больше, "и вправе критически оценивать не только внешнюю, но и внутреннюю политику друг друга, может быть, указывать на недостатки этой политики, если она может привести к проблемам международного масштаба"
"Еще недавно это называлось "вмешательство во внутренние дела", в том числе "вмешательством во внутренние дела России". Сегодня президент России говорит, что это можно и нужно делать. Я считаю, что это очень серьезное изменение, если это как-то будет политически оформлено", - указал политолог.
По его мнению, подобное оформление может происходить и в рамках Ярославского форума, "если он будет развиваться и становиться откровеннее". Такие конференции важны и полезны, потому что в отличие от чисто экспертных дискуссий они позволяют налаживать диалог между экспертным и политическим сообществами, уверен Злобин.
"Это важно, потому что экспертное сообщество при всех возможностях свободного творчества лишено самого главного - ответственности. Мы можем говорить о чем угодно, но решения мы не принимаем", - подчеркнул эксперт.
С другой стороны, на политиках, по его словам, лежит огромный груз ответственности. "В современном мире больше вопросов, чем ответов. Нет стратегии, мы в интеллектуальном тупике. Им необходимо понимать, куда движется мир, почему он развивается так, а не иначе", - сказал Злобин.
По его словам, "может, пройдет время, и необходимость в них отпадет". "Может, они начнут напоминать съезды КПСС, но сейчас, мне кажется, в этом есть большой смысл. Валдайский форум и теперь Ярославский важны, но я бы развел их во времени. Сейчас они идут один за другим, и получается своеобразный "мозговой штурм", а потом целый год расслабления. Я бы один сделал весенним", - добавил Злобин.
В свою очередь директор института общественного проектирования Валерий Фадеев считает, что на конференции в Ярославле президент России предложил набросок того мироустройства, которое он считает справедливым, "устремленным в посткризисное будущее".
"Причем, несомненно, в демократическое будущее. Выступление президента очень удобно будет читать с его статьей, опубликованной на прошлой неделе, в которой преимущественно дано его видение развития России", - сказал Фадеев.
На его взгляд, конференция в Ярославле показала, что Россия начинает инициировать обсуждение серьезных проблем в мире, но пока не на политическом уровне, а на дискуссионном, интеллектуальном.
"Но именно на таких дискуссионных площадках всегда и рождаются реальные политические инициативы. В этом отношении конференция удалась. Подобные мероприятия нужны, чтобы вырабатывать решения. Нет мероприятий, нет предложений. Нет предложений, вы стоите на обочине процесса, с вами разговаривают как со вторым сортом", - считает Фадеев.
Он также сообщил, что раздаются предложения от иностранных участников, в том числе Валдайского клуба, создать рабочие группы, которые между конференциями собирались бы в разных городах Европы, Америки, Китая и обсуждали бы вопросы, которые заданы повесткой форума. "И мы так, скорей всего, сделаем", - добавил Фадеев.
Со своей стороны президент Фонда эффективной политики Глеб Павловский выразил уверенность в том, что Ярославский форум станет регулярным.
"Я уверен, что конференция станет регулярной. Она придумана как площадка для "притирки" стандартов современной демократии, современного цивилизованного поведения государств, как неформальная дискуссия о международной архитектуре и о российской демократии. Я думаю, в дальнейшем здесь будет все больше демократии, все меньше архитектуры", - подчеркнул политолог.
По материалам АНО «Верное решение»