Совсем скоро предвыборная гонка в России выйдет на финишную прямую. Это значит, что населению пора внимательнее изучить программы партий и определиться, какая из перспектив кажется им наиболее жизнеспособной. На этот раз противники из политических течений сошлись в одном — на первый план в умах российских граждан выходят вопросы экономики.
Почему растут цены? Как выжить малому бизнесу? Кто в ответе за низкие пенсии и действительно ли в стране на это нет денег?.. Озабоченность завтрашним днем вытесняет переживания о внешних вызовах, и в ожидании 18 сентября российская политическая арена адаптировалась к желаниям россиян.
Экономические предложения партий обсудили и жители нашего города. Нижегородский эксперт-клуб 20 июля провел очередное заседание, на котором аналитики попытались понять, какие из предвыборных обещаний могут стать реальностью, а какие являются чистой воды популизмом.
Что предлагают партии?
Ни одна из партий в текущий предвыборный период не стремится к коренному перелому ситуации или резким изменениям в жизни Госдумы. Это утверждение подкрепляется и зонированием среди участников выборов — команды традиционно разделили между собой сферы влияния, а руководители партий согласовали свои идеи с президентом страны.
Так, «Единая Россия» в целом выступает за сохранение статуса-кво, «Справедливая Россия» — за справедливость в социальной сфере, КПФР делает ставку на проверенный опыт Советского Союза, а ЛДПР ориентируется на максимально простые решения.
По словам обозревателя газеты «Биржа» Константина Барановского, экономические предложения партий практичны, но невыполнимы с точки зрения денежных вливаний.
«Я бы похвалил КПРФ, потому что они верны заветам Владимира Ильича Ленина и товарища Маркса: у всех все отнять и потом аккуратно поделить. Они предлагают национализацию промышленности, железных дорог, банков и так далее, и единственное, что мне непонятно — где они будут брать деньги?», — отметил Барановский.
Идеи «Справедливой России» — введение прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц, отмена льготы на НДС для экспортеров сырья и отмена транспортного налога — эксперт также счел нежизнеспособными.
«Мы помним пример Франции, где была введена прогрессивная шкала налогов. Налоги достигли 75% и все побежали, включая Жерара Депардье, который добежал до Саранска. В этом смысле мне не очень понятна проработанность этих инициатив», — сказал он.
В ЛДПР предлагают запретить вывозить валюту за рубеж и установить курс рубля к доллару в соотношении 1:1. Однако, по мнению некоторых экспертов, такая инициатива не найдет практического применения, так как значительную часть своих резервных фондов Россия сохраняет в иностранной валюте, а снижение курса рубля искусственным образом увеличивает эти запасы.
Легализовать биткоины и внедрить технологию блокчейна предложили идеологи Партии Роста, однако обычных граждан этот предвыборный тезис не заинтересует, уверен Барановский.
«Знают ли вообще граждане России, что такое биткоин? Сейчас Центробанк считает его криптовалютой и денежным суррогатом, все операции на территории страны с ним запрещены. И в этом смысле можно сделать вывод, что написанием предвыборных программ занимались не экономисты, а все же популисты», — заключил он.
Кризис вызывает страх перемен
Исследования общественного мнения среди нижегородцев показали, что галку на бюллетене получают те партии, которые удовлетворяют, в первую очередь, экономические запросы людей. Тем парадоксальнее тот факт, что большинство граждан не вникают в предвыборные программы. Россияне голосуют скорее интуитивно, полагаясь на ассоциации, которые у них вызывает та или иная партия.
«К примеру, те, кто голосуют за „Справедливую Россию“, говорят, что партия занимается защитой малообеспеченных. Для людей это и является программой, а все остальное не играет роли. КПРФ — „социальная справедливость“. „Единую Россию“ люди выбирают за стабильность. А в кризисных условиях спрос на нее вырастает еще больше», — рассказал социолог Александр Прудник.
Как показали результаты соцопроса «Левада-центра», за последние пять лет интерес россиян к выборам упал на 17%. Объясняется это тем, что в обществе нет запроса на крупные изменения. Именно по такой причине партии не стали утруждать себя изобретением ярких и запоминающихся лозунгов. Наблюдая за кампанией, граждане выделяют для себя только ассоциативные ориентиры с партиями, а все другие заявления кандидатов остаются для электората лишь информационным шумом.
«Особенность нынешних выборов состоит в том, что конкуренции между партиями за избирателя как таковой нет. Потому что люди с самого начала определились, за кого будут голосовать, и не собираются менять свою позицию», — добавил Прудник.
Он подчеркнул, что расширять свою базу избирателей пытаются только новые партии и партия власти. Первым нужно закрепиться на политической арене, а последним необходимо показать как можно более высокий результат.
Предвыборные программы создают не экономисты, а пиарщики
Экономические блоки партийных обещаний в последние годы не отображают по-настоящему острые вопросы. Такого мнения придерживается политолог и кандидат философских наук Сергей Борисов.
«Градус дискуссии снизился, и споры оказались задвинуты в дальний угол. На передний план выходят вопросы средней важности. Рука пиарщиков в предвыборных программах чувствуется больше, чем рука экспертов», — высказался Борисов.
Существующая в России экономика не описана должным образом, а ее механизмы до сих пор остаются непонятными населению. По словам политолога, резервуар, из которого партии могли бы черпать для себя экспертные кадры, высыхает, и это сказывается на технологиях «обольщения» электората.
«У людей в голове сейчас каша. Когда бюджеты росли, им никто толком не объяснил, почему жизнь улучшается. Никто не объяснил, что мы плывем по течению и живем „на аренду“ и „на природу“. А сейчас, когда благополучие закончилось, населению толком не объясняют, почему это произошло. Естественно, простому человеку в этом разобраться практически невозможно, поэтому такие темы просто выталкивают [из предвыборных программ]», — сказал Борисов.
Еще одна причина, по которой во время текущей предвыборной кампании граждане не услышат действительно жарких споров, состоит в том, что по-настоящему харизматичные лидеры выпалываются из политической грядки. Как считает политолог, российским выборам не хватает драйва и «интеллектуальной плотности».
Борисов отметил, что наибольшей простотой отличается программа ЛДПР, написанная очень примитивным языком. Первым по объему остается план «Единой России», однако в нем ощущается чрезмерный вклад пиар-технологов. Значительный объем работ проделали члены «Яблока», однако стоящих идей, которые можно было бы действительно претворить в жизнь, не хватает и им. Политолог заметил, что отслеживанием мировых экономических тенденций более-менее занимаются представители КПРФ.
Спасение избирателей — дело рук самих избирателей?
К сожалению, в России партии не несут ответственности за невыполнение предвыборных обещаний. Это связано и с пессимизмом самих граждан: люди не надеются на фактическое решение их проблем, а рады услышать, что кто-то хотя бы говорит о том, что их волнует. При этом у каждой фракции в конечно итоге имеется своя «подушка безопасности» на случай недовольства по поводу обманутых ожиданий.
«Кто-то через четыре-пять лет укажет: „А вот вы дали обещание, но его не выполнили“. Партия власти скажет: „Мы в кольце врагов. Вы вынуждены жертвовать внутренней политикой для обеспечения безопасности“. Любая конституционная партия скажет: „Что вы от нас хотите? Если бы у нас было думское большинство, тогда все было бы по-другому, тогда бы было небо в алмазах. Вы же сами нас не выбрали!“», — сказал профессор НИУ ВШЭ и доктор философских наук Сергей Кочеров.
По его словам, существующие парламентские партии довольны сложившимся положением вещей. Все обещания направлены только на привлечение внимания, а не на действительные преобразования. Это касается не только «Единой России»: для КПРФ принципиальной целью остается достижение второго места после правящей партии, для «Справедливой России» — попадание в Госдуму, а ЛДПР надеется опередить справедливороссов.
«„Яблоко“ тоже все устраивает. С моей точки зрения, оно совершенно не хочет участвовать в парламентской жизни России. Партия Роста собирается что-то показать, но я не знаю, какие цели они преследуют. Может, это сугубо проект Бориса Титова, аналогичный партии Михаила Прохорова. Где он, великий политик? Неизвестно», — высказался Кочеров.
Он добавил, что в этом плане экономические блоки — это своеобразный «поклон» перед электоратом. Так, «Единая Россия» назвала малый бизнес опорой России, когда в действительности начинающие предприниматели не ощущают свой особенный статус и поддержку. Однако комплименты и «политический флирт» являются нормальным проявлением сущности выборов.
«Для избирателя важно, чтобы каждая партия обозначала именно те болевые проблемы, которые его волнуют. Вот в чем назначение предвыборной программы. И в этом плане практика в России не отличается от предвыборных программ партий в более развитых демократических обществах», — отметил эксперт.
Как рассказал Кочеров, даже в США написанием предвыборных программ не занимаются нобелевские лауреаты. «Другое дело, что советниками президента США, как правило, являются те или иные лауреаты Нобелевской премии. Поэтому да, выборы — это дело популистское», — добавил он.
Популизм из-за смешанной формы правления
Стать реальным планом действий предвыборные программы не смогут никогда, так как экономические решения в России все равно принимают президент и правительство. Такое мнение высказал начальник учебного центра «Финам» в Нижнем Новгороде Константин Печников.
«Для того чтобы было иначе, в стране должна быть парламентская форма правления. Тогда программа политической партии, предоставляемая на выборах, станет планом „добрых дел“ на ближайший цикл существования Государственной думы. Сегодня это не план, а именно заявления, составленные в основном специалистами по пиару», — сказал Печников.
По мнению эксперта, в экономических блоках программ достаточно серьезное внимание изменениям уделено только у «Единой России» и Партии Роста. У всех политических команд, тем не менее, программы грешат одним и тем же — желание потратить на социальные нужды превышает возможности по зарабатыванию денег, которые должны появиться в бюджете.
В завершение дискуссии эксперты сошлись на мнении, что текущие предложения партий не стоит воспринимать как рычаги для реальных изменений — в настоящий момент обещания политиков так и останутся популизмом. Несмотря на то, что деньги все-таки есть, россиян просят держаться, чтобы не выбиться из колеи и не потерять хоть какую-то стабильность. Улучшение жизни гражданам нашей страны принесут отнюдь не краткосрочные планы, растиражированные за несколько месяцев, а пошаговые стратегии, рассчитанные на 20 лет вперед. Поэтому вероятность того, что граждане отдадут голоса не за дела, а за слова, к сожалению, остается очень высокой.