Бюджетные учреждения смогут брать оборудование в лизинг, то есть в аренду. Этим правительство рассчитывает подхлестнуть спрос на отечественные авто-, медицинское и иное оборудование. Весь вопрос в том, под какие проценты этим можно будет воспользоваться, размышляют эксперты.
Правительство предлагает дополнить Бюджетный кодекс нормой, согласно которой предметом государственного (муниципального) контракта может быть финансовая аренда (лизинг). Такие поправки внес Белый дом в Госдуму. Правительство считает нужным распространить на бюджетные учреждения положения закона о лизинге, касающиеся бесспорного списания денежных средств со счета лизингополучателя, продления срока лизинга с сохранением или изменением условий договора, предоставления во временное владение и пользование предмета договора лизинга, его обслуживание и возврат, условий оказания дополнительных услуг и проведения дополнительных работ, включенных в договор.
При этом бюджетным учреждениям не дадут права на сублизинг – передачу во владение или пользование взятого в аренду оборудования третьим лицам, запретят и залог лизинга.
Идея подключить бюджетников к лизингу была одобрена еще в прошлом месяце на заседании президиума правительства. Владимир Путин назвал тогда эту меру антикризисной. Он рассчитывает, что лизинг позволит увеличить спрос на отечественные автомобили, медицинскую технику, оборудование для научных и образовательных целей. «Одновременно с помощью лизинга мы сможем ускорить обновление материальной базы бюджетных учреждений, а значит, повысить качество предоставляемых гражданам услуг», – полагает премьер.
Подогреть в кризис интерес к отечественной продукции, в частности к автопрому, правительство пытается не в первый раз. Помимо субсидирования процентных ставок для граждан в феврале этого года правительство дополнительно выделило силовым ведомствам 12,5 млрд рублей на закупку автомобилей, произведенных в России. Но это «не такая уж большая сумма денег для поддержки предприятий, учитывая объемы производимого транспорта нашими предприятиями», говорят в объединении автопроизводителей России: эти деньги, очевидно, позволят докупить то, что ведомства исключили из затрат, урезая свои бюджеты из-за кризиса.
«Лизинг – безусловно, хорошая возможность для госучреждений при ограниченном бюджетном финансировании удовлетворить свои потребности в автотехнике», – говорит глава департамента общественных связей компании Solers Зоя Каика. По прогнозу, компания продаст в этом году 8 тыс. автомобилей «УАЗ» и 2,5 тыс. «Фиат Дукато». «За счет лизинга мы планируем в 2010 году даже при урезанном госфинансировании сохранить реализацию этих авто на нынешнем уровне», – говорит представитель компании.
Российские производители заинтересованы в заказах от бюджетных учреждений, поскольку в условиях кризиса государство стало основным заказчиком продукции во многих секторах экономики, соглашается Константин Романов из ИК «Финам». Бюджетная сфера – достаточно большой «организм», ориентированный на потребление, поэтому лизинговая схема может оживить спрос на отечественные оборудование и авто, признает и руководитель департамента налогового и финансового консалтинга АКГ «Интерком-Аудит» Андрей Приходько.
И у отечественных товаропроизводителей есть что предложить бюджетной сфере, считают эксперты. «Например, машина ЭМРТ (для проведения магнитно-резонансной томографии) стоит несколько миллионов долларов, но выдержит конкуренцию с американским аналогом, потому что все-таки дешевле его вдвое», – говорит партнер, директор по корпоративным финансам «Грант Торнтон» в России Иван Сапронов.
Но все же далеко не все бюджетные организации готовы брать в аренду отечественное. «У нас серьезное научное учреждение, и нам предпочтительнее импортная продукция, те же холодильники, центрифуги, рентген», – говорит главный экономист НИИ гриппа Северо-западного федерального округа РАМН Надежда Нефедова.
Спрос на лизинг будет целиком зависеть от того, во сколько он обойдется, предполагает Сапронов. «Ведь можно в лизинг брать под 6%, а можно – под 20%. Я опасаюсь, что весь наш лизинг будет идти под 20%, а это очень много», – говорит эксперт.
Впрочем, государство не заинтересовано в высоких ставках. «Лизинг предполагает возникновение у госучреждения обязательств по регулярным лизинговым платежам, а так как в конечном счете за все долги учреждения отвечать учредителю, то есть государству, эту возможность ограничивали до кризиса», – напоминает аналитик АКГ «Развитие бизнес-систем» Алексей Калинин.
Государство может разными способами регулировать лизинговые расценки для бюджетных организаций. Например, обязать компании отдавать оборудование в лизинг по низким ставкам, но при этом поднять тарифы на медицинское обслуживание.
Однако эксперты полагают, что властям будет очень сложно проследить, не начнут ли бюджетные организации сдавать полученное в лизинг оборудование третьим лицам. «Бюджетных организаций слишком много для того, чтобы была возможность эффективного контроля», – говорит Калинин. Правда, можно ограничить круг предметов лизинга, с тем чтобы отсечь закупки сомнительного характера. Как это было, например, с скандальным тендером, объявленным Саратовским государственным техническим университетом на покупку Porsche Cayenne Turbo за 4 млн рублей, припоминает Калинин. В случае прямого законодательного запрета на сублизинг руководству допустивших указанное нарушение госучреждений может грозить уголовная ответственность, уточняет Романов.
По материалам ЗАО «Газета.Ru».