Благотворительность – оказание безвозмездной помощи тем, кто в ней нуждается. При этом ничего не говорится ни о форме, ни о размерах помощи. Благодаря этому намеренному терминологическому упущению каждый из нас, бросая грош нищему, может почувствовать себя благотворителем, щедро жертвующим на пользу страждущих и малых сих.
Путем несложного этимологического изыскания мы приходим к тому, что благотворить – значит творить благо. Но благо ли мы творим, расточая свои щедроты? Отвечая на этот вопрос, обратимся к одной из самых сложных форм социального служения – помощи людям без определенного места жительства.
«Благотворительность как проявление сострадания к ближнему и нравственная обязанность имущего спешить на помощь неимущему была совершенно чужда классической древности», - пишут Ф.А. Брокгауз и И.А. Ефрон. В этом смысле мы переживаем сейчас второй Ренессанс. Если верить авторам известного словаря, древние греки и римляне старались по возможности избегать самого вида нищеты, которая внушала им лишь отвращение и ужас. Встретить нищего считалось дурным предзнаменованием.
Современные нижегородцы куда менее суеверны, что не мешает им регулярно жаловаться на скопление грязных и убогих попрошаек на рынках, вокзалах и в подземных переходах. Не знаю, удавалось ли грекам и римлянам тысячи лет назад избегать созерцания, а также обоняния и (не дай бог!) осязания нищеты, но в наши дни это сделать совсем непросто.
«В Канавинском районе проблема людей без определенного места жительства стоит особенно остро, - утверждает глава районной администрации Николай Сатаев. - Это объясняется рядом факторов, в том числе большим количеством рынков, скоплением торговых точек. Как результат – множество людей, которые могут проявить милосердие, протянуть деньги или продукты. Там, где людской поток особенно велик, и собираются люди БОМЖ».
И вот здесь мы получаем замкнутый круг! Нам совершено не хочется видеть рядом с собой нищих и людей без определенного места жительства, но выходит, что мы своей «грошовой» благотворительностью сами способствуем их умножению.
Благотворительность рождается из любви
«Благотворительность в истинном смысле этого слова является вместе с христианством», - продолжают Брокгауз и Ефрон. С кем же тогда и говорить на эту тему, как не с представителем церкви.
«Благотворительность рождается из любви к ближнему, - говорит протоиерей Михаил Зазвонов, руководитель отдела Нижегородской епархии по взаимодействию с медицинскими и социальными учреждениями. - Истинная же любовь – это не балование, а большая ответственность. Взращивая иждивенца, вы не только не помогаете ему, но, напротив, приносите еще больший вред».
Той же точки зрения придерживается глава Канавинского района. «Трутни абсолютно никому не нужны, - говорит он, - и нет никакого смыла кормить их на деньги налогоплательщиков». По мнению Николая Сатаева, только труд может перевоспитать человека. «Мы должны помогать тем, кто лезет на дерево, а не тем, кто под этим деревом спит», - убежден он.
Но, как показывает практика, большинство БОМЖей не желают прилагать никаких усилий для собственного спасения. «Мы можем помочь грамотно составить программу реабилитации таких людей. Но, к сожалению, большинство из них в нашей помощи не нуждаются – они нуждаются в деньгах, - объясняет Михаил Зазвонов. – Некоторые люди думают, что, будь у них куча денег, все их проблемы сразу решились бы. Но это не так. Проблемы только возникнут! Не умея грамотно расходовать деньги и в силу привычки к ничегонеделанию, человек распорядится свалившимся на него богатством опрометчиво».
Неужели же мы ничем не можем помочь ни нашим ближним, ни родному городу, который тоже страдает от присутствия на его улицах неопрятных бездомных людей? И как быть с предостережением святого Иоанна Златоуста: «Всякий раз, когда мы не будем совершать милостыни, мы будем наказываемы, как грабители»?
Протоиерей Михаил Зазвонов дает такой совет нижегородцам: «Прежде всего, необходимо понять, кто перед вами». Кое-что можно определить уже по внешнему виду – например, что человек чрезмерно увлекается алкоголем. «Если вы видите, что человек страдает винопитием, то лучше подавать ему продукты питания, - продолжает Михаил Зазвонов, - тогда вы не позволите ему умереть с голода и, в то же время, не спровоцируете его порок». Но лучше всего, по мнению отца Михаила, проявить человеческое участие, поинтересоваться, что вынуждает человека вести асоциальный образ жизни, что произошло с ним, откуда он и – самое главное – что сам делает, чтобы изменить свою ситуацию».
Шанс на спасение: один из трех
Считается, что только для немногих (около 3% людей БОМЖ) скитальческий образ жизни становится результатом сознательного выбора. Большинство утратили жилье и регистрацию, как это принято говорить, «по семейным обстоятельствам». На втором месте – жертвы мошенников, наживающихся за счет махинаций с недвижимостью (об этой категории поговорим ниже). В зоне риска также выпускники детских домов.
Однако опыт Михаила Зазвонова свидетельствует об обратном: по его словам, люди, реально готовые бороться за возвращение в общество, составляют не более 10% от общего числа БОМЖей. «Даже из тех людей, которые склонны что-то менять в жизни, социализируются далеко не все – как правило, один из трех. И среди них немало метущихся, но в большинстве случаев им можно помочь, - считает отец Михаил. – Есть другая категория людей без определенного места жительства – это люди, которые остались без жилья в силу каких-то обстоятельств – например, после освобождения из тюрьмы. Именно они часто страдают недугом винопития. Таким людям, к сожалению, очень сложно помочь, можно лишь следить за тем, чтобы они не умерли от голода и холода, подавать одежду и продукты».
Однако в большинстве случаев люди БОМЖ отлично знают, что делать, чтобы распрощаться со скитальческим образом жизни, но попросту не хотят ничего для этого предпринимать.
А между тем, в Нижнем Новгороде работает Центр социально-трудовой реабилитации граждан (ул. Гордеевская, д. 3/5), в который, согласно информации Министерства социальной политики Нижегородской области, принимаются люди БОМЖ, лица, отбывшие наказание в виде лишения свободы, и граждане, по независящим от них причинам попавшие в трудную жизненную ситуацию. Здесь им предоставляется регистрация по месту пребывания сроком на три месяца, оказывается медицинская и психологическая помощь, содействие в трудоустройстве, восстановлении утраченных документов, в подготовке документов для оформления пенсии, социальных пособий, инвалидности.
Кстати, 379 человек из 1107 зарегистрированных в отделении социальной диагностики и первичного приема Областного центра социально-трудовой реабилитации в 2011 году имеют документы. Более половины официальных БОМЖей по сути не являются бездомными. «У них есть квартиры, но они в них не живут. Скитаться по улицам для этих людей интереснее. Родные не могут вернуть их домой, их невозможно заставить даже помыться. С такой категорией тяжело, практически невозможно работать», - сетует Михаил Зазвонов.
Можно, конечно, сослаться на враждебность общества, утрату здоровья, квалификации и социальных навыков. Но что это меняет? «Если у человека парализована воля, - считает отец Михаил, – не стоит тратить на него силы, надо пройти мимо, потому что вы ему, к сожалению, ничем не поможете. Каждый из людей БОМЖ должен сам встать, побить себя по щекам, если он нетрезв, и осознать, что находится на дне, а после этого пойти восстанавливать документы, искать работу и жилье. Они могут вернуться к нормальной жизни – если захотят».
Беда в том, что очень часто подопечные социально-реабилитационых центров, восстановив утраченные документы и будучи уже на полпути к возвращению в нормальную жизнь, вдруг убегают от тех, кто желает им помочь.
«Российское законодательство предусматривает оказание помощи лицам БОМЖ только с их добровольного согласия. Однако в большинстве случаев этого не происходит. Поэтому необходимо принимать определенные меры по изоляции таких граждан – это необходимое условие для того, чтобы двигаться вперед в решении данной проблемы», - считает Николай Сатаев. Глава Канавинского района допускает, что направлять людей БОМЖ в реабилитационные центры и удерживать их там придется добровольно-принудительно.
Между тем, в планах Правительства создать центр, где люди БОМЖ могли бы жить и работать, пока восстанавливаются их документы и ведется поиск родственников. По расчетам Николая Сатаева, на воплощение этой идеи в жизнь потребуется около двух лет. Однако уже этой осенью, по словам главы Канавинского района, в Нижнем Новгороде планируется организовать автомобильные бригады в составе врача и психолога, которые будут доставлять лиц БОМЖ в пункты, где им смогут оказать помощь.
Будьте отцами сирот
В России христианская проповедь благотворительности легла на восприимчивую почву. Еще Владимир Святой, подавший пример к принятию христианства на Руси, служил для народа образцом сострадания и был «истинным отцом бедных». «Всякий нищий и убогий мог приходить на княжеский двор и получать там «всякую потребу, питье и яства», - пишут Брокгауз и Ефрон. – Для больных, которые не могли дойти до его двора, князь повелел развозить по улицам хлеб, мясо, рыбу, овощи, мед и квас, и люди его, ходя по городу, спрашивали, где нищие, недужные, и наделяли их всем необходимым». Преемники Владимира следовали его примеру. Так, Владимир Мономах в следующих словах излагает обязанности князя по отношению к бедным: «Будьте отцами сирот; не оставляйте сильным губить слабых; не оставляйте больных без помощи».
Между прочим, авторы известного словаря отмечают, что княжеская милостыня имела «великое влияние на развитие и поддержание благотворительности бояр и других лиц народа». Протоиерей Михаил Зазвонов предлагает нам обратить свои взоры на еще более древние времена: «В дохристианскую эпоху в Древнем Риме взимался налог на общее дело – литургиа (отсюда и название православного богослужения – «литургия», т.е. общее дело). Собранные средства шли на социальные нужды, в том числе на помощь нуждающимся».
«В Нижнем Новгороде и области достаточно богатых людей, которые могли бы оказать помощь в строительстве социально-реабилитационных учреждений для лиц БОМЖ, - уверен Николай Сатаев. - Вспомните русских купцов-меценатов, строивших на собственные деньги ночлежки и значительную часть своих доходов отдававших на благотворительность. К сожалению, сегодня богатые люди не видят и не слышат тех, кто нуждается в их помощи, ведь они редко ходят по улицам и не спускаются в подземные переходы».
Михаил Зазвонов считает, что именно государство должно стимулировать бизнес участвовать в социальных программах, организовать грамотную PR-кампанию по их продвижению: «Государство должно воспитывать бизнес, чтобы он был социально ориентированным. Нужно, чтобы люди научились не проходить мимо БОМЖей. А еще лучше – чтобы их вообще не осталось на городских улицах».
Закон суров
«Конечно, людей БОМЖ нельзя собрать и увезти в соседний регион или каким-то образом уничтожить. Ведь это люди! И необходимо, прежде всего, создать условия для их социальной реабилитации», - отмечает Николай Сатаев.
Впрочем, попытки увезти БОМЖей с глаз долой предпринимались – и неоднократно. Например, в 1980 году перед Олимпиадой из Москвы и Санкт-Петербурга принудительно вывезли всех живших там бездомных. Новым местом обитания этой оравы скитальцев стали областные города районного подчинения и поселки городского типа, удаленные от обеих столиц на 100 и более километров. Правда, приезжая на столичные вокзалы, понимаешь, что большого успеха операция не имела. В средневековой Европе с бродяжничеством боролись мерами чисто карательными. Скажем, в Англии бродяг наказывали плетьми и отрезали им верхушку правого уха. Но и эти меры, в конечном счете, эффекта не возымели.
Видимо, единственным действенным решением проблемы БОМЖей в Нижнем Новгороде, как и в России в целом, является совершенствование законодательства. По крайней мере, так считает Николай Сатаев: «В наших законах существует множество «лазеек», которыми пользуются нечистоплотные граждане для того, чтобы обманным путем отнимать у людей жилье. По моему мнению, закон обязан быть суровым по отношению к людям, которые превращают своих соотечественников в БОМЖей. Это преступление против народа, и наказание за него должно быть соответствующим».
Правда, это не снимает вопроса: как быть с теми, кто уже сегодня ночует на улицах и – что самое плохое – вполне этим доволен? Но это, по-видимому, вопрос риторический…
Мы же напоследок обратимся к проблеме профессиональных попрошаек. По свидетельству Брокгауза и Ефрона, в прошлом около монастырей и церквей возникали целые нищенские слободы, население которых жило исключительно от щедрот сострадательных россиян. Уже на Стоглавом соборе 1551 года было признано необходимым принимать меры против нищих-промышленников. Указ от 30 ноября 1691 года предписывал нищих по профессии наказывать кнутом и ссылать в дальние сибирские города. Петр I, продолжая традицию преследования нищенства, запретил частную благотворительность и подачу милостыни обложил штрафом в пять рублей.
Сегодня, по словам протоиерея Михаила Зазвонова, профессиональных нищих можно встретить на нижегородских вокзалах и рынках. «У церковных оград стоят люди, которые не участвуют в этом организованном бизнесе. Наши прихожане обычно знакомятся с теми, кто просит милостыню около церкви, разговаривают с ними, а это для криминальных структур самое опасное, поэтому они нас избегают. Так что у церковной ограды можно смело подавать милостыню просящим», - утверждает отец Михаил.
А как часто Вы решаетесь творить благо? И что движет Вами в этот момент?