Население Нижнего Новгорода разделилось на два воюющих лагеря. Одни утверждают, что бетонные пакгаузы на Стрелке — свидетели истории города и памятники архитектуры. Другие уверены, что полуразвалившиеся бетонные склады не представляют никакой ценности, да еще портят вид одного из красивейших мест в Нижнем Новгороде.
Ректор Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета Андрей Лапшин пояснил, почему он примкнул ко второму «лагерю».
«Бетонные пакгаузы гармонично вписывались в пространство Стрелки, когда там стояли краны. В настоящее время они торчат как гнилые зубья и портят данную территорию.
Тяжело доказать историко-культурную значимость этих складов. С точки зрения архитектуры, они из себя ничего не представляют. Да, там есть элементы промышленного конструктивизма, которые заключаются в кессонных перекрытиях, которые делали в начале 1930-х годов. Уже после 1940-х данные технологии не применялись.
Железобетонные конструкции находятся в аварийном и неудовлетворительном состоянии. Это проявляется в различных трещинах, которые идут по несущим конструкциям. Их наличие говорит о том, что в арматуре, которая находится в теле бетона, развиваются коррозионные процессы. Остановить их крайне тяжело, практически невозможно.
Единственный вариант сохранить эти конструкции — провести их усиление. Но тогда возникает вопрос — в чем будет ценность этих бетонных перекрытий, если они будут обновлены современными металлическими элементами.
А вот историко-культурная значимость ажурных конструкций очевидна. Когда мы проводили экспертизу, то оценивали не только их техническое состояние (а они находятся, надо сказать, в очень неплохом состоянии, каркас имеет достаточный запас прочности), но и архивные материалы, в том числе в Государственном архиве Санкт-Петербурга, где были эти конструкции изготовлены. Их история тянется с 1882 года.
При нормальном архитектурном решении их можно приспособить под современное использование, и тогда они прослужат еще много-много лет. При этом должна быть разработана концепция развития. Гармонично вписать эти объекты, я считаю, возможно».