Когда в конце марта прозвучало известие о том, что нижегородский зоопарк «Лимпопо» закрывается из-за угрозы распространения коронавируса, сотрудники были в отчаянии. Отсутствие посетителей означало одно: лишение средств к существованию более полутора тысяч животных, которые ежедневно хотят есть. Все эти три месяца зоопарку в буквальном смысле приходилось выживать. Только благодаря помощи неравнодушных граждан зверинцу удалось сохранить и животных, и коллектив.
Ситуация была близка к критической. Тогда, в начале пандемии, еще никто не знал, как долго продлится режим самоизоляции и когда зоопарк сможет вновь зарабатывать на продаже билетов. Средств хватило бы только до мая. Поскольку «Лимпопо» является частным зоопарком, он не имел ни налоговых послаблений, ни льгот на оплату воды и электричества.
Изначально мы все были в панике, — вспоминает директор зоопарка „Лимпопо“ Владимир Герасичкин. — Я боялся, что сотрудники начнут увольняться, хотя заработную плату они получали без задержек. Однако они заверили меня, что будут держаться до конца. Самое главное, что нам удалось пережить этот период без потерь. Мы сохранили и коллектив, и животных.
Все это время сотрудники исправно ходили на работу, соблюдая все меры предосторожности, благодаря которым никто их них не заразился коронавирусом. Животные получали необходимое питание и заботу. Во время карантина даже практически не изменился их рацион. Руководство зоопарка понимало, что если перевести питомцев на более дешевые корма, к которым они не привыкли, это может закончиться плачевно.
Человек может отказаться от дорогостоящих продуктов, но не животное. Мы и так не имеем возможности доставлять из Африки или Азии ту пищу, которую они едят в природе, и заменяем ее более простыми кормами. Опускаться ниже было нельзя. Животные должны получать определенную еду, витамины и добавки. Кроме того, мы и у себя начали выращивать саранчу и мучника. Многих перевели на эту пищу. Животным она пришлась по вкусу. Например, когда аиста угощаем саранчой, он ее просто выхватывает из рук, — поделился Герасичкин.
Есть в «Лимпопо» и экзотические животные, для которых смена или уменьшение рациона были бы губительны. Безусловно, на одной саранче питомцы долго бы не протянули. Спонсоры, которые опекали некоторых животных, и сами переживали непростые времена в период пандемии. Из них осталось только трое, которые выделяли деньги на содержание беркутов и ворона. Позднее одна нижегородская страховая компания взяла под опеку бенгальского тигра. Администрация Нижнего Новгорода выделила на корм для животных субсидию в размере одного миллиона рублей, но, по словам Владимира Герасичкина, эти деньги закончились буквально за три недели. Зоопарку пришлось просить помощи у неравнодушных граждан.
Огромную поддержку нам оказали предприниматели и простые нижегородцы. Люди привозили продукты, перечисляли деньги. Они помогли нам даже больше, чем власти, — констатирует директор зоопарка.
Только за один вечер неравнодушные горожане перечислили на корм для животных около 300 тысяч рублей. Не остались в стороне и волонтеры, которые привезли постояльцам «Лимпопо» свежие овощи и творог, предварительно согласовав «меню» с администрацией зоопарка. На призыв поддержать питомцев откликнулись и нижегородские врачи.
Благодаря помощи со стороны граждан, зоопарку удалось пережить этот непростой период. Более того, животные не только не голодали, но и продолжали размножаться. За время пандемии потомство появилось у агути, северных оленей, фазанов, игрунок, ланей, неясытей, обезьян и капибар.
Жизнь не стоит на месте, естественные процессы идут своим путем. Звери принесли потомство, у многих птиц появились птенцы. Также из пензенского зоопарка к нам прибыл новый постоялец — гималайский медведь, — сказал Владимир Герасичкин.
Тем не менее, сотрудники продолжали переживать за судьбу питомцев. Пугала неизвестность, и никто не мог предположить, как долго еще нижегородцы смогут поддерживать зверей.
Если бы режим ограничений продлился, возможно, даже пришлось бы продавать часть животных, — отметил Владимир Герасичкин.
Теперь неизвестность позади. 13 июня зоопарк открылся для посетителей. Пока их немного. По словам Владимира Герасичкина, в день «Лимпопо» принимает 400 — 500 гостей при том, что до пандемии их количество превышало 1000 человек.
Самым благоприятным месяцем для нас всегда был май, когда люди наиболее активно ходят в зоопарк. Бывало и по 47 тысяч посетителей. Кроме того, в прошлом году 60% наших гостей составляли иногородние граждане. То есть, во многом мы зависим и от туристов, — пояснил Владимир Герасичкин.
По-прежнему в «Лимпопо» действует ряд ограничений. Павильоны не работают, но их обитателей можно увидеть в летних уличных вольерах. Также пока закрыт контактный зоопарк. Все посетители обязаны носить маски и соблюдать дистанцию.
К сожалению, некоторые надевают маски на входе, но потом, пройдя по территории, снимают их. Мы делаем им замечания. Дистанция соблюдается, даже больше, чем требуется, так как посетителей пока мало, — отметил директор зоопарка.
Всех, кто помогал питомцам пережить связанные с пандемией ограничения, в «Лимпопо» обязательно отблагодарят. 4 октября, в День защиты животных, вход для них будет бесплатным.
Мы поощрим всех, независимо от того, кто перечислил три рубля или десять тысяч. Готовы принять и тех, кто поддерживал нас просто добрым словом, — заключил Герасичкин.
Напомним, в «Лимпопо» также построили уникальный вольер для африканских марабу.
Фото: Надя Кей