14 ноября в Нижегородском государственном педагогическом университете имени Козьмы Минина состоялся семинар-практикум на тему «Технологии эффективного профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью». Мероприятие организовано Ресурсным учебно-методическим центром по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ Мининского университета в рамках взаимодействия с вузами подведомственной территории.
В событии приняли участие преподаватели нижегородских вузов, педагоги специальных (коррекционных) школ, а также обучающиеся старших классов школы-интерната № 65, школы-интерната для глухих детей, школы-интерната № 2 и Нижегородской областной специальной (коррекционной) школы-интерната для слепых и слабовидящих детей. Отметим, что в течение всего события для слабослышащих и глухих детей работал переводчик русского жестового языка.
В ходе семинара-практикума доцент кафедры специальной педагогики и психологии Мининского университета Елена Александровна Ольхина объяснила участникам особенности профессионального самоопределения школьников, проинформировала об основных направлениях профориентационной деятельности вуза, выделила этапы и стадии профопределения, а также помогла ребятам разобраться в классификации профессий. «Правильный профессиональный выбор — сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От него зависит наше будущее, успех в работе и самореализация», - подчеркнула преподаватель университета.
Елена Александровна также рассказала старшеклассникам истории выдающихся людей, которые добились огромного успеха в карьере и жизни, несмотря на ограничения по здоровью. Так, например, ирландец Кристи Браун, страдавший церебральным параличом, стал знаменитым писателем, поэтом и художником. Единственным способом общения с миром для Брауна была его левая нога, и история его успеха даже легла в основу фильма. Доцент также упомянула и композитора Людвига ван Бетховена, написавшего одни из своих известнейших произведений, будучи глухим, и легендарного нобелевского лауреата Стивена Хокинга, и русского живописца Георгия Журавлева, которому атрофированные руки и ноги не помешали написать много прекрасных картин.
Впечатлениями от мероприятия поделилась Окунева Надежда Николаевна, старший воспитатель школы-интернат № 65 для слабослышащих и позднооглохших детей: «После информации, полученной в ходе семинара, ребята в очередной раз задумались о своей будущей профессии, потому что для детей с недостатками слуха проблема выбора профессии и трудоустройства стоит очень остро». По словам Надежды Николаевны, очень хорошо, что на мероприятии работал переводчик жестового русского языка. Так школьникам было проще вовлечься в семинар.
В рамках практической части мероприятия участников разбили на группы. От каждой из них было составлено открытое письмо на тему: «Трудности и проблемы профориентации». Александр Устинов, учащийся школы-интернат IV вида для слабовидящих детей № 2, зачитал письмо одной из групп, рассказывая о сложностях, возникающих у детей с ограниченными возможностями здоровья при выборе профессии. По словам старшеклассника, профессий много, но главное — понять, какая из них тебе по душе. «К сожалению, возможности зрения ограничивают нас в выборе профессии, — поделился школьник, — не каждая их них по силам незрячему человеку, и не во всех вузах работает программа, помогающая преодолеть эту трудность».
Послание Елены Галкиной, ученицы школы-интерната для глухих детей, перевела с жестового языка переводчица: «Мы хотели бы узнать разные профессии. Мы плохо слышим, но знаем русский и жестовый язык и хотим учиться в колледжах, техникумах, вузах и даже театральных училищах». По мнению другого учащегося школы-интерната Давида Мартынова, выбор профессии для человека с ограниченными возможностями очень узок, поэтому определиться трудно. «У нас есть дети, которые хорошо считают, рисуют, пишут. И они тоже хотели бы поступить в университет», - отметил старшеклассник.
Федосеева Ольга Игоревна, преподаватель Нижегородского государственного лингвистического университета имени Добролюбова зачитала обращение преподавателей образовательных учреждений города к присутствующим учащимся: «Практика показывает, что ребята зачастую поступают в вуз исходя не из своей профессиональной направленности, а из наличия бюджетных мест или набора предметов для сдачи ЕГЭ. Кроме того, многие дети плохо представляют свою будущую профессию. В качестве путей решения данных проблем мы предлагаем консолидировать усилия школ, вузов и родителей, а также проводить профориентационные мероприятия не только на базе вузов, но и в рамках школ и встреч с потенциальными работодателями».
В настоящее время в Мининском университете обучается 38 студентов с ограниченными возможностями здоровья. В образовательной организации созданы все условия для реализации инклюзивного образования. Так, в учебном корпусе № 7 по улице Челюскинцев в Автозаводском районе имеется пандус, лестница с поручнями, расширен входной проем двери. Учебный процесс для студентов-инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья может осуществляться по индивидуальному графику и адаптированным образовательным программам. Более того, в октябре 2017 года приказом Министра образования и науки России Ольги Васильевой на базе Мининского университета создан один из 16 ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ (РУМЦ) страны, основной целью которых является развитие инклюзивного высшего образования лиц с ОВЗ и инвалидностью.