Уникальная выставка «Окна в Россию. Шедевры семи поколений» открылась в Нижегородском государственном художественном музее вчера, 7 сентября. С сегодняшнего дня все желающие абсолютно бесплатно смогут познакомиться с шедеврами отечественной живописи ХХ века.
В экспозиции представлено более 50 работ, и все они объединены одной темой. На каждой картине так или иначе присутствует окно. Работы написаны в разных техниках и в разное время, и у зрителя создается впечатление, что он путешествует во времени и погружается в историю страны. Шедевры предоставлены Третьяковской галереей и Институтом русского реалистического искусства. Также посетители смогут увидеть несколько работ из фондов Нижегородского государственного художественного музея, соответствующие тематике выставки.
«Этот проект будет интересен не только знатокам живописи, но и широкому кругу зрителей разных поколений, в том числе детям. Идея родилась неожиданно, затем мы начали ее продумывать. Общее направление было задано изначально — показать картины, где изображены окна. Затем специалисты занялись отбором конкретных работ», — отметил один из организаторов выставки Михаил Волков.
Самым популярным произведением на выставке стала картина Татьяны Яблонской «Утро». Она хорошо знакома не только ценителям искусства. Наверняка, многие посетители помнят репродукцию этой картины по учебникам русского языка. Несколько поколений советских школьников писали по ней сочинения. Не случайно именно эта работа открывает экспозицию.
«Это уникальное произведение дарит заряд бодрости, энергии, жизнелюбия, оптимизма и хорошего настроения, который, как мы надеемся, будет поддерживать зрителя во время осмотра дальнейшей экспозиции. Картина „Утро“ знакома всем, но мало кому известно, что ее героиней стала 12-летняя дочь Татьяны Яблонской Лена», — рассказала хранитель Государственной Третьяковской галереи Ольга Полянская.
Нижний Новгород стал третьим городом, куда прибыла передвижная выставка. До этого она побывала в Калининграде и Сочи. Однако, как отметили организаторы, экспозиция несколько отличается от тех, что были представлены в других городах. В частности, в нее включены две картины художников, имеющих непосредственное отношение к Приволжской столице. Одна из них — «Портрет артистки балета Усовой» художника Евгения Фролова, которого называли «нижегородским голландцем».
«На картине художник изобразил сестру своей жены — известную балерину Галину Усову. Он запечатлел ее в грациозной позе на фоне окна, за которым можно рассмотреть городской пейзаж», — сообщила куратор выставки Анастасия Сиренко.
Другая работа — «Дежурная Надя» из цикла «Мы на БАМе» принадлежит кисти уроженца Нижегородской области Вячеслава Жемерикина. В 1974 году художник провел полтора месяца в поселках Звездный и Магистральный на участках строящейся железной дороги. Там он сделал множество этюдов и зарисовок, которые затем легли в основу цикла из 13 работ. Одной из них и стала картина «Дежурная Надя» — портрет жизнерадостной комсомолки на фоне окна, за которым можно увидеть спешащих рабочих.
Многие художники, чьи работы также представлены в экспозиции, обращались к теме русской деревни. На своих полотнах они показывают сельские пейзажи и сценки из крестьянской жизни, опять же используя изображение окна.
Кроме того, как отмечают организаторы выставки, образ окна позволяет художникам объединять в своих работах разные жанры — пейзаж и портрет, пейзаж и натюрморт, пейзаж и бытовые жанровые сцены. Представленные на выставке картины вызывают у зрителя желание пофантазировать, заглянуть за ту грань, которая находится за рамой картины.
Один из залов музея полностью отдан портретам. Помимо картины, посвященной Галине Усовой, здесь можно увидеть немало других интересных работ. Так, художник Татьяна Лившиц запечатлела известного музыканта Евгения Кисина за фортепиано. Правда, на ее картине он еще совсем юный. Здесь же представлен портрет журналиста Вианора Кириллова кисти Николая Баскакова.
В следующем зале представлены работы художников так называемого «сурового стиля». За каждой из работ своя история, порой трагическая. Так, эскиз картины «Одна» Виктора Попкова — воспоминания о суровых послевоенных годах. Художник создал серию работ, которые посвящены женщинам, потерявших своих близких.
«Это очень грустная тема, к которой художник обратился в своем творчестве, отправившись в северные регионы страны. Там он написал серию портретов женщин, оставшихся вдовами после Великой Отечественной войны. Сам автор вспоминал, что ему тяжело далась эта тема, но сама жизнь заставила к ней обратиться. На картине, которая представлена на выставке, Попков запечатлел романтичный и яркий образ женщины, опять же на фоне окна, за которым видна церковь», — сообщила Анастасия Сиренко.
Посетить выставку нижегородцы смогут до 15 октября. Она работает в здании Нижегородского государственного художественного музея в третьем корпусе Кремля. В рамках выставки также будут проходить бесплатные экскурсии, лекции и мастер-классы для зрителей всех возрастов.
Напомним, выставка к 150-летию Максима Горького открылась в Гербовом зале Нижегородской ярмарки.
Фото автора