Знание — сила. А знание языков — ключ к тысячам новых возможностей и уже скорее необходимость, чем просто преимущество. Отправной точкой на пути к международному сотрудничеству для многих стал Нижегородской государственный лингвистический университет имени Добролюбова. Ректор университета Жанна Никонова рассказывает, насколько грандиозные возможности открываются перед выпускниками и какие новые языки будут преподавать в стенах НГЛУ в скором времени.
В Нижнем Новгороде заговорили про так называемых location-менеджеров. Что это за специалисты, чем они занимаются?
Договоренность о подготовке location-менеджеров мы заключили с кинематографистами в ходе фестиваля Realist Web Fest. Идея возникла спонтанно, так как наши работники и студенты не только знают языки, но и владеют навыками деловой и межкультурной коммуникации. Они вхожи во все крупные проекты, а у многих проектов, которые управляются из федерального центра, есть потребность в установлении связей с регионами. Эту задачу и выполняют location-менеджеры. К примеру, если ранее какой-либо режиссер для съемок в нашем городе нуждался в площадке и выбирал между тремя десятками вариантов, то location-менеджер определит лучшие и представит на выбор всего три.
Сколько языков сейчас преподается в НГЛУ?
14 иностранных языков и русский как иностранный. Это традиционные европейские языки: английский, немецкий (то, с чего история университета началась), французский, испанский, итальянский. Наша изюминка — восточноевропейские языки: чешский, польский, сербский, в этом году был введен венгерский. Восточные языки: турецкий, японский, китайский, тайский, арабский. планируем введение корейского языка, останавливаться на этом не будем.
В университете есть преподаватели, которые являются носителями языка, то есть педагоги из-за рубежа?
У нас работает 13 иностранных педагогов по разным направлениям, что превращает университетскую среду в уникальную площадку. Такое взаимодействие делает сотрудничество между учебными заведениями живым и персонифицированным. Работающий у нас преподаватель в свою очередь повышает квалификацию, сотрудничает с нашими специалистами в научной, учебно-методической сфере. Продукты, созданные в результате такой работы, можно назвать аутентичными, но в то же время адаптивными для нашей среды.
Какое направление стало самым востребованным в текущем году?
Традиционно внимание абитуриентов привлекает направление подготовки бакалавриата и специалитета переводческого факультета «Перевод и переводоведение». Но в этом году неожиданно лидером для поступающих стало направление подготовки «Педагогическое образование с двумя профилями — английский и итальянский языки». 283 балла по ЕГЭ должен был иметь абитуриент, чтобы попасть на эту программу. С чем связана его популярность? В линейке ЕГЭ по данному направлению нет литературы, которую наши выпускники сдавать не любят. Зато обществознание, которое многие и выбирают как один из предметов ЕГЭ, присутствует в перечне.
В целом связка английского и итальянского языков очень востребована. Итальянский — красивый, мелодичный и экспрессивный язык. Он в какой-то мере украшает того, кто уже владеет английским.
Изучающим английский язык рано или поздно приходится выбирать — британский вариант английского им осваивать или же американский. У вас какой подход?
У нас преподают оба варианта английского языка. В выборе студента большую роль играют родители, а также педагоги, каждый из которых всегда готов рассказать о различиях в этих вариантах.
Как ищут работу ваши выпускники? Кто-то помогает им в этом?
НГЛУ содействует своим выпускникам, причем как в вопросе практик, так и в вопросе трудоустройства. На этапе выпуска мы стараемся связать как можно больше людей с их будущими работодателями, ведь у нас заключено более 160 договоров с компаниями о приеме на работу. Есть система поддержки выпускников и на этапе их трудовой деятельности.
Магистратура НГЛУ — это востребованная форма обучения?
Да. Сейчас можно назвать магистратуру приоритетным направлением деятельности. Мы создаем программы, которые отличаются своим уникальным портретом и помогают подготовить для рынка труда эксклюзивных специалистов. Сейчас у нас 15 магистерских направлений, но наиболее популярные — это «Реклама и связи с общественностью», «Иностранный язык», «Международная журналистика» и «Преподавание русского языка как иностранного». В этом году мы будем вводить новые программы на английском языке совместно с иностранными университетами.
Вы ведете прямые трансляции в соцсетях. Почему выбран такой формат общения с аудиторией?
Мы стараемся повернуться лицом к современной молодежи и выбираем ту форму общения, которая ей доступна. Когда мы вели трансляцию из приемной комиссии, то на самые популярные вопросы ответ был заготовлен заранее, но многое у нас спросили впервые в режиме онлайн. Мы стараемся «влиться» в популярные у абитуриентов и студентов соцсети — Instagram, YouTube, Periscope. Также мы планируем запустить свои онлайн курсы.
Многим ли удается уехать на работу за границу?
Выпускники НГЛУ работают в самых неожиданных уголках Земли, в самых авторитетных организациях: от ООН до Европейского суда по правам человека. Но большинство трудоустроены за границей прежде всего в филиалах российских компаний. Мы готовим специалистов для Российской Федерации в тех областях, где важно взаимодействие с зарубежными партнерами, и работая за рубежом, наши выпускники, тем не менее, трудятся для своей страны. В целом возможности наших выпускников ничем не ограничены, кроме их упорства и желания добиваться целей.