Совсем скоро в самом сердце города — на улице Большой Покровской — откроется новое культурное пространство — DKRT (читается как «Декарт»). Оно расположится в здании Нижегородского Дворянского собрания, в советские годы известного как ДК Свердлова. Много лет здесь не происходило ничего более интересного, чем выставки животных-гастролеров, ярмарок украшений и шуб.
Теперь в историческом здании появится сцена для театральных постановок и концертов. Организаторы обещают, что в «Декарте» будет интересно провести выходные тем, кто «готов к употреблению культурного продукта высокого уровня». Подробности корреспонденту ИА «В городе N» раскрыл арт-директор «Декарта» Игорь Преображенский, а заодно речь зашла о новой городской власти, общественном мнении и будущем телевидения.
От ДК к «Декарту»
Первый вопрос к вам, почему такое имя было выбрано для площадки — «DKRT»? Что оно значит? Чья придумка?
Идея в том, что DKRT — это долгожданный переход от совкового ДК к арт-пространству. Название придумала инвестор проекта, хозяйка и директор федерального event-агентства Marketing Division Яна Балачевцева. Некоторые темы, связанные непосредственно с Рене Декартом, созданной им системой координат, будут отражены в дизайне помещений.
Какие именно помещения будет занимать «Декарт», какие работы там ведутся, и что в итоге должно получиться?
Пространство будет состоять из трех основных локаций. Во-первых, это DKRT-бар, который расположится при входе в основное пространство. Он будет работать и в режиме обслуживания мероприятий, которые будут происходить в основном помещении, и в тоже время он должен стать местом для вечеринок, дружеских встреч.
К бару примыкает колонный зал — зал Дворянского собрания. Там мы практически ничего не меняли: колонны, балконы, лепнина остались в первозданном виде. Единственное, мы ушли от розово-белых, рюшечных оттенков, и оформили помещение в благородном сером цвете. Кстати, архитектор проекта — Миша Маслов, известен своей работой над интерьером клуба «Вася+1».
Колонный зал станет универсальной площадкой для разноформатных мероприятий: театральных постановок, концертов, творческих встреч. С другой стороны к колонному залу примыкает круглый зал, окна которого выходят на Большую Покровскую.
Помещение интересно тем, что в нем сохранился фигурный паркет 19 века из семи пород дерева с очень интересным орнаментом. Сам паркет, кстати, является объектом культурного наследия. В круглом зале планируем проводить камерные мероприятия, от дегустации вин до киноклубов, мастер-классов и пресс-конференций. Вход в «Декарт» будет расположен отдельно, во дворе, со стороны улицы Покровской.
Какими событиями наполните «Декарт»? Для какой аудитории?
Площадка будет использоваться и под наши и под арендные мероприятия. Например, колонный зал, на мой взгляд, идеально подходит для свадебного торжества. Но в первую очередь мы наполним пространство собственной культурной афишей, чтобы «Декарт» стал тем местом, где каждые выходные происходит что-то интересное.
Аудитория — это молодые взрослые от 23–25 лет, которые готовы к употреблению культурного продукта достаточно высокого уровня. Если говорить о конкретных артистах, то это может быть, например, Алина Орлова. Это артист, который не собирает стадионы, но у нее прекрасная и благодарная аудитория.
Планируем привозить в Нижний Новгород смелые театральные постановки, которые в силу разных причин не готовы принять муниципальные площадки. Будем проводить мероприятия и для детской аудитории. Например, здорово было бы пригласить в Нижний детский кукольный театр «Карлссон Хаус» из Санкт-Петербурга.
Чиновники от культуры как-то к вам присматриваются, дают рекомендации?
Нет, региональное министерство существует в параллельной реальности. У них своя тема — театры, библиотеки, дома творчества, областные дворцы культуры. DKRT- это частный проект, и мы не рассчитываем на какую-то поддержку, но если минкульту или депкульту нужно будет провести мероприятие, мы с удовольствием рассмотрим совместный проект.
Про хохлому в головах
Вы неоднократно критиковали различные культурные мероприятия Нижнего Новгорода. В частности, под раздачу попадали концерты на День города, где по вашему выражению «реют унылые хохломские знамена». А как должен выглядеть современный городской праздник?
Я не критикую городские праздники оптом, а говорю скорее об уровне мышления чиновников. То, что вы называете критикой, которая была у меня в адрес Сухановой и Горина, это было скорее попыткой осмыслить процессы, объективно происходящие в стране, в мире, и сравнить уровень, на котором люди мыслят сейчас, с тем, что существует в нашем городе. Это сопоставление вызывает когнитивный диссонанс.
Мы живем в 21 веке, но в Нижнем Новгороде по-прежнему рулит «хохлома в головах». Этому есть объективное объяснение: город долгое время был закрытым, мы близко находимся к Москве, но при этом все утекает туда, изначально город был купеческий, а не с культурными или научными корнями, как, скажем, Екатеринбург или Новосибирск.
Вопрос не в огульной критике, а в попытке донести до людей, отвечающих за культуру, что нельзя замыкаться в каких-то имеющихся нафталиновых парадигмах и делать вид, что все прекрасно. Главный городской праздник не может быть сделан на потребу самой люмпенизированной части населения, это неправильно.
Минкульт должен подтягивать культурную планку — и в этом его основная миссия. Понятно, что народ ест то, что ему дают. Если вы будете подкармливать его более интересными продуктами, люди на них подсядут. Организуйте крутой оперный фестиваль. В первый год все будут плеваться, во второй — навострят уши, а в третий — фестиваль начнет собирать тысячи людей.
О власти и зелени
Недавно вы возглавили общественный совет по экологии. Зачем? Действительно ли эта структура может повлиять на экологическую обстановку в городе?
В последние десять лет в городе планомерно уничтожалась зелень в угоду различным бизнес интересам. Нужно воткнуть новый дом в рамках политики точечной застройки или построить ресторан на Верхневолжской набережной — под нож идут здоровые деревья, а нового ничего не высаживается.
Экосистема города — это не блажь людей, которые любят муравьишек и жучков. Это жизненно необходимая среда. Создание общественного совета — это реальная попытка повлиять на экологическую ситуацию Нижнего Новгорода. Недавно нам удалось предотвратить массовую вырубку деревьев в Нижегородском районе. Половина документов, которые были приложены к контракту, не соответствовали действительности, то есть подрядчик собирался уничтожить здоровые деревья.
Мы вмешались в ситуацию, и тот, кто должен был получить по шапке, по ней получил. В ближайшее время будем поднимать тему обработки города песко-соляной смесью и реагентами, которые оказывают негативное воздействие на экологию города и его имидж.
Как относитесь к программе «Формирование комфортной городской среды»?
Отношусь сложно. У нас были серьезные разногласия и с директором института развития городской среды Дарьей Шориной и главой Нижегородского района Алексеем Мочкаевым из-за сквера 1905 года, когда произошла история с вырубкой деревьев и «могильным» проектом.
Асхат Каюмов (руководитель экологического центра «Дронт» - прим ред.) считает, что, на Щелоковский хутор вообще не надо было заходить с проектом: лес должен оставаться лесом, и никакие бетонные дорожки там не нужны. Вы с ним согласны?
Подход может быть разным. Позиция Асхата Каюмова мне понятна и тоже близка. С другой стороны — минимально улучшить то, что есть, это тоже вариант. Весь вопрос в том, как именно это делать. Если бы мы жили в Голландии, Германии или Швеции, и у нас был бы свой Щелоковский хутор, то у меня не возникло бы никаких проблем довериться некой группе устроителей комфортной городской среды, с их уровнем мозгов, опытом, подходом.
Я часто привожу в пример Исландию, где существует абсолютно реальный совет для консультации с лесными духами — гномами. Без их одобрения ни одна стройка в лесу не начнется. Я не призываю с лесными духами Щелоковского хутора советоваться, а просто иллюстрирую некую зеркальную реальность, которая существует в Исландии, насколько там заботятся об экологии.
Кстати о советах. Как вам позиция сменившейся городской и областной власти, которая сейчас советуется с общественностью практически по любому вопросу?
Политика наверху сейчас поменялась в сторону видимости вовлечения граждан в принятие решений, эта тенденция спускается в регионы, ее не Панов с Никитиным придумали. С другой стороны, надо признать, что люди, которые сейчас у власти, отличаются по человеческим качествам от своих предшественников.
Вопрос вот в чем: насколько в каждом конкретном вопросе чиновники реально прислушиваются к общественному мнению, нет ли там лоббистских составляющих, каких-то подводных течений, этого никто не знает. Возьмем хотя бы пример Ледового дворца, который планируют построить на Стрелке. Профессиональная архитектурная общественность четко говорит — его там быть не должно, район берега у Комсомольской площади — идеальное решение.
Власти якобы прислушиваются, но чувствуется, что каток идет своей дорогой. В случае с общественным советом по экологии, пока диалог идет, получается прийти к общему решению, здесь я не вижу подводных течений.
Про ТВ
Как человек, проработавший много лет на телевидении, а теперь как автор блога на YouTube, скажите, что ждет современное телевидение? Его эпоха уже прошла?
Я не пророк, могу только отслеживать какие-то тренды. Интернет вытеснил некоторые телеканалы по аудиториям, рекламным объемам, происходит объективный процесс цифровизации. Но телевидение умереть не может, исходя из того, что это продукт совершенно иного качества с точки зрения профессионального подхода. В YouTube сейчас мода на любительство, считается крутым, если видео сделано на коленке, но этот тренд пройдет.
Маятник качнулся в сторону интернета в ответ на то, что телевидение умерло как актуальное СМИ: в последние годы в России оно является рупором лжи, пропаганды и лицемерия, поэтому оно не интересно людям. Если ситуация принципиально поменяется, то скорее всего, произойдет некий симбиоз ТВ и интернета, как это произошло в некоторых странах. Например, американский стриминг-гигант «Нетфликс» — это уже нечто среднее между интернетом и ТВ.
Люди, наевшись любительского продукта в сети, начнут возвращаться к более профессиональной картинке, более интересным, харизматичным персонажам. Возьмем хотя бы проект Дудя: как он строит речь, готовится к программе, насколько профессиональная съемочная группа у него работает, это в принципе телевидение, но транслируется в интернете.
Будущее в симбиозе и мы к нему придем, когда захотим видеть на наших экранах идеальные картинки, качественный продукт совершенно другой по контенту и наполнению — не то что сейчас льется с официальных каналов.
Фото: Полина Троянова и Игорь Преображенский