Top.Mail.Ru

«Учусь принимать себя такой, какая есть», — Яна Троянова

428
18+

С актрисой Яной Трояновой корреспондент ИА «В городе N» встретилась на закрытии первого международного фестиваля веб-сериалов Realist Web Fest, который проходил в Нижнем Новгороде с 4 по 7 августа. Яна вместе с Петром Фадеевым вела торжественную церемонию награждения победителей, а за день до этого участвовала в просмотрах работ конкурсной программы. Обладательница двух премий «Кинотавр», звезда российского арт-хауса, а теперь и сериала «Ольга» на ТНТ поделилась своими впечатлениями о фестивале и мыслями о жизни и творчестве.

— Вам понравился фестиваль? Какое мнение сложилось о веб-сериалах, которые вы посмотрели?

— Если честно, когда я ехала в Нижний Новгород, я думала: «Сейчас тут молодежь наснимает всякого…». Я бывала на многих фестивалях, часто в жюри, видела много дебютов, а веб-сериалы — это, можно сказать, дебют жанра, новое направление. Когда что-то новое начинается, бывает, как я это называю — тяп-ляп. Случается, что режиссеры-новички говорят: «Смотрите, вот мы молодые, мы молодцы, и, если что, простите». И я часто на фестивалях нарывалась на какую-то беспомощность: неужели больше не осталось настоящих талантов, креативных, дерзких, смелых людей.

Так вот, фестиваль Realist показал, что они есть. Сейчас такое время, что сериалы — это актуально. И среди конкурсных работ мне многое понравилось, хотя я видела не все, что прислали участники, но большую часть. Кстати, среди них я выделила для себя несколько фаворитов: обычно, со мной такого не бывает. Как правило, на фестивале один фаворит. И это определенно успех мероприятия!

— А то, что искусство уходит в интернет — это не плохо?

Эту площадку нужно осваивать, это правильно. Потому что уже сформировалось поколение, для которого, как кто-то мне сегодня сказал, телевизор — этот «бабушкина старинная швейная машинка» — пережиток. И они действительно смотрят сейчас кино исключительно в своих гаджетах и не понимают, зачем нужен телевизор. Именно для этой аудитории стоит снимать веб-кино и сериалы.

— А вы бы снялись в веб-сериале?

— Да, конечно. Это был бы интересный опыт, как минимум потому, что веб-сериал рассчитан на определенную аудиторию, а значит и от актеров требует особенного подхода.

— Каким он должен быть этот условный веб-сериал, чтобы вы решили в нем сняться?

— У меня всегда один критерий — должно быть затронуто мое сердце. Ну, и сценарий должен быть крутой.

— Яна, сейчас идут съемки третьего сезона сериала «Ольга» на ТНТ, не устали от своей героини?

— Благодаря тому, что у нас между сезонами большие перерывы — год примерно — я успеваю отдохнуть, и даже заскучать по своей героине. А потом мы пашем полгода, и под конец ее уже ненавидишь. Но это нормально.

— Изменилась ли ваша героиня, Ольга, к третьему сезону?

— Да, она меняется, но как — не скажу, надо смотреть третий сезон. Это нужно увидеть и самому сделать выводы.

— Чем кроме «Ольги» сейчас живете, какие проекты вынашиваются?

— Еще до «Ольги» у меня возникла идея снять полнометражный фильм. Но пусть этот проект как можно дольше «вынашивается»: лично я как режиссер торопиться не хочу. У меня есть небольшой опыт, я снимала уже короткий метр, фильм «Рядом» (продюсером выступил супруг актрисы, режиссер Василий Сигарев, лента вышла в 2014 году — прим. ред.). И я тогда, если честно, очень напугалась. Это такая ответственность — вести за собой команду, полностью отвечать за все. И только безголовые могут опять тут же бежать что-то снимать. Я люблю долго вынашивать идею, детально все продумывать. Может, конечно, я лодырь просто. Ведь существуют же талантливые люди, плодовитые, которые много и часто снимают. Я так не умею.

— Намекните хотя бы, о чем этот проект, что может на выходе получиться?

— Это сложно объяснить. Я могу только сказать, что это авторское кино. Хотя, возможно, такие фильмы сегодня уже никому не нужны — эти мысли меня тоже иногда накрывают. Я думаю: «А зачем это все?». А потом понимаю, что мой фильм меня не покидает, значит, я как минимум должна сценарий написать, а как максимум — снять его.

— Вам нравится играть персонажей со сложной судьбой?

— Я играю простых людей, а у простых людей всегда сложная судьба. Казалось бы — ничего в них нет особенного, просто люди. Но они настоящие, я люблю их. Например, я не могу играть чиновников, потому что их я не люблю. Или бизнес-вумен — они меня не вдохновляют. Если я встречу такую, про которую смогу сказать: «Ооо, вот это крутая бизнес-вумен, потому что она особенная», то, может, и сыграю. А вот в простом народе не надо никаких особенностей, в народе надо искать человека. И его там так легко найти, поэтому, для меня лично, его легко сыграть. Человек — это все, это вселенная!

— А эти роли, которые вы играете в авторском кино, наверное, выворачивают наизнанку, отбирают много сил?

— Конечно! И я потом могу не сниматься год, два, а то и три. Потому что я очень выкладываюсь в своих авторских работах, у Василия Сигарева особенно. Это отнимает очень много сил. Думаю, поэтому я и превратилась в такого лодыря, который потом долго отдыхает, восстанавливается. Я не гоняюсь за ролями. У меня нет жажды сниматься с утра до вечера. Эта профессия тебя может превратить в клоуна, если ты будешь с утра до вечера сниматься. Просто превратишься в пустышку.

— Яна, есть часть аудитории, которая считает фильмы «Волчок», «Жить», ту же «Страну Оз» слишком мрачными, драматичными, кто-то вообще называет «чернухой». Что вы об этом думаете?

— На всю аудиторию не угодишь. Радует, что есть и много тех, кто пишет нам: «Ну, когда же еще выйдет фильм?». То есть, люди тянутся к нашим работам. Наверное, всегда, когда снимаешь кино, ты не думаешь, для кого оно. Ты просто снимаешь, потому что по-другому не можешь. И Сигарев не задумывался, кому оно нужно было. В первую очередь — ему, и он его делал.

Это я к тому, что страха, что кто-то не поймет и не примет — его не должно быть вообще. Если ты делаешь свое кино, значит, ты ничего в этой жизни больше делать не можешь, вот и делай свое дело — как умеешь и как чувствуешь.

— А как, по-вашему, в России действительно у большей части населения все так плохо и драматично?

— Ну, у нас вообще страна такая… трагическая. Это не плохо и не хорошо — это данность такая. Я другой России не знаю, уж извините. И я не снимаюсь в лживых сериалах, которые про какую-то выдуманную Россию.

— Ваша героиня из фильма «Страна Оз» Лена Шабадинова говорит, что уедет из Екатеринбурга обратно в родное село, потому что не прижилась. А на вопрос «Почему не прижилась?» отвечает: «Не умею жить». А вы прижились в Москве? (Яна не так давно переехала из родного Екатеринбурга в столицу — прим. ред.).

— Дело не в месте. Шабадинова имеет ввиду, что она вообще жить не умеет. Большинство в нашей стране жить не умеют. Вот страдать — это мы умеем, любим, практикуем, как говорится. Но это не жизнь, это существование. И я, наверное, себя отнесу к числу таких людей. Но я учусь жить, я хочу жить, и это важно. Если я буду хотеть жить, я приживусь в любом месте. А люди не хотят жить, потому что не любят себя. Мы такая нация, которая в большинстве своем не любит себя.

Либо обратная сторона медали — люди любят себя очень эгоистично. Я на них смотрю и думаю: «Бедный…». И вот у нас в стране такие крайности. Не хочет наш народ признавать себя таким, какой он есть. Все бы было проще, если бы мы себя признавали.

Вот наше кино с Сигаревым — оно такое, правдивое. И мы не лукавим, когда мы делаем свои картины. Печально только, что многие зрители хотят видеть сказку, верить в нее, но отказываются признавать реальность, то, в чем они живут каждый день. А если бы признали, они бы ее и полюбили, а потом и себя тоже.

— Вы считаете, людям просто нравится страдать?

— Да, конечно нравится. А еще большинство живут прошлым. «Ах там, в прошлом, было лучше, я была молода, трава зеленее, вода мокрее», и так далее. Хватит! Это прошлое. Давайте жить здесь и сейчас и хоть что-то планировать на будущее. Так легко жить прошлым, страдать и ничего не делать. Это вообще, кстати, особенность национального характера.

— Героини ваши резкие, прямолинейные. Вы на них похожи в жизни?

— Надеюсь на это. Не считаю это плохой чертой характера. Я знаю, что во мне много резкости. Зато я честная.

— Это мешает вам?

— Я, в отличие от большинства в нашей стране, все-таки учусь принимать себя такой, какая я есть. Не могу сказать, что все в себе мной окончательно принято. Но я учусь. Я работаю над этим ежедневно. И всегда говорю себе: «Ну, вот такая я, да». Это не нравится кому-то, а кто-то уважает меня за это. Но и то, и другое мнение мне безразлично. Важно, чтоб я принимала и не обманывала себя.

— А если что-то в себе не нравится?

— Я буду искоренять. Если меня это не устраивает, если это вредит мне — я с этим буду прощаться. Например, со страхами, со своими детскими комплексами. Я буду с ними расставаться, главное — их обозначить.

— Как вы отдыхаете? Получается путешествовать? Какие книги читаете?

— В Италию недавно ездила, на остров Маджори, Альпы: там шикарно! Шопинг был в Милане, конечно. В общем, ничто человеческое мне не чуждо. Если уж я куда попала, буду брать по максимуму.

А если про чтение говорить, вот недавно мужу книгу подарили об истории человечества. Он уже ее прочел, сейчас я занимаюсь. И через эту историю ты начинаешь понимать, что человек был задуман уже сразу таким, какой он сегодня — со своей жаждой власти и всем тем, что сегодня нас не устраивает в современных людях. Когда ты читаешь про homo sapiens, почему эта ветка выделилась, начинаешь принимать всех людей такими, какие они есть. И понимаешь, что во многих своих пороках они не виноваты — это суть, природа человека, их такими создал Бог. Это очень увлекательно и полезно — знакомиться с такой литературой.

А если еще про отдых, то я смотрю сериалы, такие как «Рассказ служанки», американские и британские сериалы. Вообще, сериалы сегодня в ТОПе, они обошли полный метр.

Напомним, в рамках фестиваля веб-сериалов мы брали интервью у еще одной известной российской актрисы, Татьяны Лазаревой

Кроме этого мы рассказывали о том, что интересного происходило во второй день мероприятия: выступление певицы Гречки и выставка картин молодого художника Аполлона Шнурова.

Автор: Инна Мокрова