Театральную судьбу этого известного в Нижнем Новгороде человека не назовешь тривиальной. Сын главного бухгалтера Уренского районного отдела образования и инженера-дефектовщика, он в детстве мечтал быть клоуном, а стал дипломированным актером театра кукол. Но, видимо, кукольный театр оказался для него тесен… И в 1982 году он принял приглашение в один из старейших театров России — театр драмы им. М. Горького на должность главного администратора, а в последние 15 лет возглавляет его.
О том, как шпионил в немецком штабе, о переписке с Юрием Никулиным, а также о том, зачем в театральных стенах замурованы бамбуковые решетки, рассказал директор Нижегородского государственного академического театра драмы им. М. Горького Борис Кайнов.
Два великих человека
— Борис Петрович, почему сын главного бухгалтера районного отдела образования и инженера-дефектовщика увлекся театром?
— Мама очень любила театр. Когда бывала в Нижнем Новгороде, с удовольствием его посещала. Наверное, театральную «бациллу» я унаследовал от нее. Театром я интересовался с детства, в младших классах начал заниматься в художественной самодеятельности. Когда мне было лет десять, в уренском районном Доме культуры открылся театральный кружок — кукольный, в котором я занимался до пятого класса. В шестом классе исполнил свою первую драматическую роль в народном театре: в спектакле «Недомерок» я играл мальчишку, который во время Великой Отечественной войны попал в штаб немецкой дивизии и записывал все, что там слышал. Потом в Урень приехал удивительный человек, человек непростой судьбы, актер, выходивший на сцену театра им. М. Н. Ермоловой, Борис Максимович Эверт. После ГУЛАГа Борис Максимович был лишен права жить в Москве. На Лубянку он попал вместе с известным артистом Ростиславом Пляттом, но Плятта отпустили, а Бориса Максимовича отправили по этапу. Я считаю, что именно Эверт дал мне путевку в творческую жизнь. С ним было очень интересно. Он многое нам дал, многому научил. И не только в плане понимания театра, но и в человеческом. Мне посчастливилось играть в таких его спектаклях, как «Трибунал» по пьесе Андрея Макаенка, «День отдыха» по пьесе Валентина Катаева, «Последний срок» по повести Валентина Распутина, где я играл Михаила. Спектакль «Последний срок» получился резонансным, собрал много положительных отзывов в прессе, его любил зритель. Мы даже записали постановку для нижегородских телевидения и радио, но, к сожалению, в годы перестройки пленки были размагничены. Шел у нас еще один такой любопытный спектакль, точнее сказать, литературная композиция, посвященная истории Уренского края. Она так и называлась — «Урень-край». Инсценировка принадлежала самому Борису Максимовичу.
— Вы всегда знали, что будете актером, или думали и о других профессиях?
— Долгое время я мечтал стать клоуном. Во дворе мы устраивали целые цирковые представления. Я тогда был под сильным впечатлением от выступления клоунов Юрия Никулина и Михаила Шульгина. Увидел их в Ленинграде, куда ездил в гости к родственникам. Позже я написал письмо Юрию Никулину, и он мне ответил. Юрий Владимирович удивлялся, что я, будучи не из цирковой семьи, в столь раннем возрасте (мне было лет 13) задумался о профессии клоуна. Он рассказывал мне о цирковой «кухне», писал, что работа в цирке сложная, много времени приходится проводить на гастролях…
Еще мечтал работать проводником на поездах дальнего следования… Представлял себе, как обслуживаю пассажиров в вагоне. И еду… Долго-долго. Так что тяга к путешествиям у меня была всегда. Артисты тоже много времени проводят в разъездах. Сейчас наш театр достаточно много гастролирует, и я с удовольствием покидаю директорское кресло. А когда был администратором, по два месяца дома не появлялся. По моей инициативе мы смогли возродить гастроли, которых не было с 1990 года. Для первой поездки в Самару в 2006 году пришлось брать ссуду в банке в полмиллиона рублей под свое честное имя. Но большие шестнадцатидневные гастроли оказались успешными. Теперь гастролируем ежегодно, и ссуды нам больше не требуются — зарабатываем на гастроли сами.
Как мастерство росло параллельно… с дочерью
— В театральное училище поступили с первого раза?
— Поступал в Горьковское театральное училище дважды. В первый раз после восьмого класса на драматическое отделение. Прошел тогда два тура, а на третий не остался, хотя в списках был: мне тогда показалось, что приемная комиссия мало мной интересуется, задает недостаточно вопросов… Вернулся в Урень. Поступил в вечернюю школу и одновременно руководил детским кружком в театре кукол, где сам когда-то занимался. В 1975 году ушел в армию. В армии тоже участвовал в художественной самодеятельности: играл в спектаклях, был конферансье в музыкальном ансамбле. Мы давали концерты не только у себя в части, но и в домах культуры. Вернувшись в 1977 году, продолжил вести кукольный кружок. Тогда же меня пригласили в районный отдел культуры, и я стал работать инструктором по работе с молодежью, потом был директором парка, где отвечал за культурные мероприятия. А в 1979 году снова поехал поступать в Горьковское училище. 6 июля сдавал первый экзамен, а накануне у меня родилась дочь… Так что она взрослела параллельно с моим обучением, и в год моего выпуска ей исполнилось три с половиной года. Сейчас у меня две дочки, и обе ходят в театр драмы уже со своими дочками.
— Чем запомнились годы, проведенные в театральном училище?
— Учебу в театральном училище я хорошо помню, будто окончил его вчера. Поступил на курс удивительного педагога, мастера Рузанны Вандиковны Бунатян. Оказался на курсе самым старшим, поэтому сразу получил прозвище «Папа» — я же, и правда, был отцом. Поскольку опыт театральной работы у меня уже был, предложил Рузанне Вандиковне, помимо программных занятий в аудитории, делать самостоятельные постановки, эстрадные номера и показывать их в школах и детских садах. Так и поступили. За самостоятельные работы нас неоднократно решением педсовета награждали творческими поездками в другие города. Мы побывали в Магнитогорске, Риге, Ереване. Играли свои спектакли, посмотрели одни из лучших постановок в различных театрах кукол, принимали участие в обсуждениях, творческих встречах. Одновременно успевали играть в школах и детских садах. Тогда-то я и приобрел свой первый опыт администраторской работы и был назначен ответственным за спектакли.
В училище мы, студенты отделения «Актер театра кукол», всегда занимались в малом зале. Рядом с ним находился кабинет замдиректора по хозяйственной части. Нам не хватало места для хранения кукол, и я предложил снести стену и таким способом расширить помещение. В результате сейчас студенты отделения, где я учился, занимаются в более удобном просторном зале. Так я оставил в училище память о себе… Кстати, в год моего выпуска (у нас была шикарный дипломный спектакль «Картинки с выставки» — сказки на музыку британца Кита Ноэля Эмерсона!) экзамены на драматическом отделении принимал сам Евгений Александрович Евстигнеев — наш земляк, выпускник Горьковского театрального училища, на тот момент уже известный и любимый артист. Для нас, студентов, это стало настоящим событием!
Когда измена оборачивается благом
— Почему Вы не продолжили карьеру актера театра кукол после училища?
— На самом деле должность главного администратора Нижегородского театра драмы мне предложили еще до окончания училища. Народная артистка РСФСР Лилия Степановна Дроздова, актриса театра драмы им. М. Горького, которая вела у нас драматическое мастерство, предложила мне встретиться с Владимиром Ивановичем Зиновьевым — в те времена директором театра драмы. У меня было несколько интересных предложений от режиссеров из других городов, но работу предлагали либо без жилья, либо с предоставлением малюсенькой комнаты в общежитии, а я был человеком уже семейным. Мы с супругой все взвесили и решили, что быть мне главным администратором театра драмы. Так 16 ноября 1982 года я приступил к выполнению своих обязанностей. Рузанна Вандиковна после этого со мной долго не разговаривала. Но я не жалею, что в каком-то смысле «изменил» профессии. Первое время еще подменял актеров на выездных спектаклях и новогодних представлениях, но административная работа отнимает много времени. В первую очередь думаешь не о творчестве, а о том, где найти деньги на новый спектакль, на ремонт нашего уникального здания, которому уже 120 лет. Возможно, в этом и есть мое призвание — создавать условия для творчества другим талантливым людям, чтобы работать было комфортно, удобно, интересно, чтобы жизнь в театре кипела.
Я люблю свою работу. Да, иногда не сплю ночами, когда что-то не удается воплотить в жизнь, когда возникают на первый взгляд неразрешимые проблемы, когда что-то происходит не так, как задумывалось. Но это особая радость, если есть результат: полный зрительный зал, зрительская благодарность, которая выражается громкими аплодисментами и криками «Браво!». Люблю свою работу и за общение с интересными людьми: актерами, режиссерами, художниками, драматургами — за новые знакомства, гастроли. Одним словом, люблю театр. Это живое искусство. Спектакль идет здесь и сейчас, рождаясь всякий раз на глазах у зрителя. В таком сиюминутном рождении и заключается чудо театра.
— Где зрители принимают особенно тепло?
— У Нижегородского театра драмы есть «свой» зритель, который ходит на все премьеры, смотрит спектакли не по одному разу. В среднем за год на наши спектакли приходит 115 тысяч человек. Хотелось бы, чтобы зрителей было больше, но, к сожалению, такова общая статистика по стране (если не считать столицы). В репертуаре театра драмы сейчас 31 спектакль. Афиша разнообразная: комедии, драмы, мелодрамы, классическая и современная драматургия. Я знаю многих поклонников актеров театра драмы. Когда работал администратором, они приходили ко мне за контрамарками. Часто зрители, действительно, ходят не на спектакли, а на конкретных артистов, ждут их у служебного входа с цветами, чтобы пообщаться. Правда, нижегородские зрители немного избалованы частыми приездами трупп из Москвы и Санкт-Петербурга. Есть города, где зритель более открытый, радушный. Например, Калуга. Мы были там четыре раза, на фестивале «Старейшие театры России в Калуге», и каждый раз встречали теплый зрительский прием, искренне соучастие в происходящем на сцене. Калужские зрители аплодируют стоя.
Зачем на репетициях застолья?
— Много ли молодых актеров в труппе театра драмы?
— К сожалению, проблема образования сейчас стоит очень остро, в том числе и в актерской профессии. Появилось заочное актерское образование. Но как можно научить нашей профессии заочно?! Престиж самой профессии упал. Заметно снизилось количество тех, кто мечтает стать актером: поступающих в театральное училище в разы меньше, даже по сравнению с 1980–1990 годами. Раньше, когда народная артистка РСФСР Раиса Михайловна Вашурина переходила дорогу на Черном пруду, трамваи вставали: шла актриса!
В нашей труппе работают актеры, которые прошли еще прежнюю театральную школу, славившуюся по всему миру, и не только горьковскую. Они передают свой опыт, театральные традиции новым поколениям артистов. Труппа регулярно пополняется. В этом сезоне пришел молодой артист — выпускник ГИТИСа Анатолий Чистов. Второй сезон у нас работают актриса из Ярославля Марина Львова, два выпускника Нижегородского театрального училища — Андрей Соцков и Александр Мамаев. Будем надеяться на то, что у них сложится профессиональная карьера в нашем театре.
— Приоткройте секреты «театральной кухни». Какой у актеров распорядок дня?
— В театре каждый вечер идут спектакли, в субботу и воскресенье — утренние. У актеров один выходной день — понедельник. Работаем и в будни, и в праздники. Утром — репетиции, с 11.00 до 14.00 или с 10.00 до 13.00 — если у вечернего спектакля сложная сценография, на монтаж которой требуется много времени. Бывают и вечерние репетиции — с 18.00 до 21.00. Репетировать спектакль начинают с «застольного» периода, когда режиссер с артистами подробно разбирают пьесу, каждый образ, концепцию будущего спектакля. Все режиссеры работают по-разному. Например, Валерий Юрьевич Саркисов (сейчас он как раз репетирует спектакль по пьесе М. Горького «На дне») почти сразу выходит на сцену.
— Здание на Театральной площади строилось специально для театра драмы. Какие преимущества это дает актерам и режиссерам?
— У главного архитектора императорских театров В. А. Шретера все было продумано. Например, в зрительном зале под штукатуркой у нас решетка из бамбука. За счет того, что бамбуковые стебли полые, в зрительном зале прекрасная акустика. В. А. Шретер построил нам замечательное здание. Очень удобно расположены места в зрительном зале. Сейчас их 705, а до 1982 года было 1140. Зрительный зал стал более уютным, и угол обзора с любой точки удачный. У меня два служебных места в пятом ряду, но я предпочитаю смотреть спектакли из центра балкона — это самое удобное место. Помещение, где сейчас находятся гримерки, пристроено только в 1982 году. До этого здание было еще меньше, а труппа больше — 60 человек, а сегодня 44. Думаю, что в нашем театре одинаково комфортно чувствуют себя и актеры, и зрители. Сцена театра драмы «намоленная». На нее выходило много поколений актеров, и каждый оставил в театре частицу своей души.
— Как сложилось, что в театре драмы нет главного режиссера?
— Найти главного режиссера не так просто. Важно, чтобы он нашел общий язык с труппой, и работать ему было комфортно именно в нашем театре, чтобы он пришел не на короткий срок, а на долгие годы. Пока такого человека мы не нашли. С удовольствием приглашаем разных режиссеров. В этом есть свой «плюс» как для актеров, так и для зрителей. У каждого режиссера свой подход: кто-то работает этюдным методом, у другого спектакль сначала целиком складывается в голове, и потом он методично воплощает свои идеи. Репертуар складывается достаточно разнообразным: от чисто психологических спектаклей до таких, в которых режиссеры находят новые театральные формы. В нашем репертуаре, к примеру, есть два экспериментальных спектакля: «Остров грехов» и «Саломея» в постановке Искандера Сакаева.
— Какими премьерами порадует Нижегородский театр драмы в этом сезоне?
— В этом сезоне мы выпустили очень хороший новый спектакль «Брачный договор». Думаю, найдет своего зрителя и вторая наша премьера — «Осеннее танго» с участием народного артиста России Георгия Демурова и заслуженной артистки Тамары Кирилловой. Этот спектакль о любви, об одиночестве — одним словом, о нашей жизни. Рутина надоедает, и человек идет в театр, чтобы расшевелить что-то внутри себя. Аудитории в зале передается актерская энергетика, позволяющая пережить происходящее на сцене вместе с исполнителями ролей. Каждый пришедший в театр обязательно находит ответ на какой-то свой вопрос. Мы стараемся держать планку, чтобы зритель получал удовольствие от происходящего на сцене. В нашем театре каждый спектакль отличается эффектными декорациями и оригинальным режиссерским решением. При этом мы соблюдаем традиции классического русского психологического театра, унаследованные от наших предшественников. И нижегородские зрители это ценят. Сценическую культуру нашего театра постоянно отмечают критики на фестивалях, отзывы всегда восторженные. Мы каждый год ездим на фестивали, в этом году у нас их десять. Театральный критик Марина Дмитриевская однажды бросила реплику, что Нижнего Новгорода нет на театральной карте России. Теперь она свое мнение изменила — и во многом благодаря театру драмы.
«На дне» как на седьмом небе
— Какие спектакли сейчас в процессе подготовки?
— Режиссер из Москвы Валерий Юрьевич Саркисов репетирует сейчас спектакль «На дне». Это его одиннадцатая постановка в нашем театре и третья версия пьесы «На дне», которую мы покажем зрителям. В этом спектакле Валерий Юрьевич выступает не только как режиссер, но и как художник-постановщик. Он придумал сценическое и музыкальное оформление спектакля, а костюмы создал московский художник Андрей Климов, с которым мы тоже не в первый раз и с удовольствием работаем. В предыдущей постановке «На дне» 1987 года на сцене была полная атмосфера дна жизни: мрак, холщовые небоскребы и маленькое окошечко, в котором появлялся Лука. В новой версии о «дне» напоминают только элементы труб, призванные показать, что действующие лица находятся этажом ниже всех остальных. И наверху, и внизу люди одинаковые, и на «дне» они такие же, как все. Валерий Саркисов старается сохранить линию серьезного психологического театра и в то же время не впасть в тривиальность, внести свежую нотку в классический сюжет. Пьеса «На дне» хрестоматийная, мы все знаем ее со школы, но то, что предложил режиссер, нравится актерам. Думаю, зрители спектакль тоже оценят. Предпремьерный его показ планируется в декабре, а премьера состоится в январе. Постановка станет участником VIII Горьковского театрального фестиваля. Кстати, в афише фестиваля у нас, скорее всего, будет три постановки «На дне» — наша, а также французского и белгородского театров.
— Расскажите подробнее о фестивале им. М. Горького.
— Нижегородский театр драмы единственный в стране, где были поставлены абсолютно все пьесы Максима Горького. В последнее время мы ставим их регулярно. Сейчас в репертуаре два названия — «Васса» и «Мещане». Это замечательные спектакли, глубокие, тонкие, дающие зрителям возможность открыть для себя нового Горького. Беда в том, что нижегородский зритель не ходит на Горького. На реабилитацию этого писателя нужны время и свежий взгляд на его произведения. Рад, что нам при поддержке губернатора Нижегородской области удалось возродить Горьковский фестиваль — один из старейших театральных фестивалей России. Самый первый состоялся в 1958 году, но в советское время их проводили в основном к юбилеям писателя. После 1993 года фестивали вообще прекратили проводить. Возродить Горьковский фестиваль нам удалось только через 11 лет. Сейчас проводим его регулярно, раз в два года. На фестиваль мы стараемся приглашать театры, в которых идут лучшие на сегодняшний день спектакли по произведениям Максима Горького. В желающих участвовать нет недостатка — фестиваль считается престижным в России. Бывает, что мы не можем пригласить все театры с интересными постановками: афиша тогда получится большой, и фестиваль будет длиться не меньше месяца, а такой возможности у нас пока нет, поскольку практически все расходы участников фестиваля оплачиваем сами.
В этом году директор Нижегородского театра драмы Борис Петрович Кайнов удостоился премии имени Н. И. Собольщикова-Самарина. Своей личной заслуги в этом не видит — считает награду общей, признанием заслуг всего коллектива и кредитом доверия, который ко многому обязывает… 26 ноября Борис Петрович празднует 60-летие. Пожелаем ему и театру, который он возглавляет, новых творческих открытий, интересной, насыщенной жизни и неизменных аншлагов!
Беседовала Елена Комарова