Каждый человек хотя бы раз в жизни путешествовал на поезде. Слушая ритмичный перестук колес и вглядываясь в динамично меняющийся пейзаж за окном, мы даже не задумываемся, какие титанические усилия вкладывают сотрудники железной дороги, чтобы маршруты работали без задержек, грузы доставлялись вовремя, а все неполадки и последствия аварий устранялись оперативно и с минимальным ущербом для пассажиров и подвижного состава.
Часть подразделений железной дороги обыватели попросту не знают. Например, сортировочные пункты, где происходит переформирование вагонов поезда. Между тем здесь, в самом сердце железной дороги, настоящие профессионалы своего дела осуществляют бесперебойное функционирование стальной артерии.
Если случается авария, сход или крушение, на помощь приходит специальное формирование «РЖД» — восстановительный поезд, благодаря которому можно максимально быстро ликвидировать последствия происшествий и своевременно оказать помощь пострадавшим в чрезвычайных ситуациях.
Сортировочная горка — сердце железной дороги
Станция Нижний Новгород — Сортировочный эксплуатируется с 1935 года, и ее задачей является сборка подвижного состава поездов, прибывших с Гороховецкого, Арзамасского и Шахунского направлений. На специальной сортировочной горке происходит переработка большинства вагонных потоков Горьковской железной дороги (ГЖД). После формирования готовый поезд везет грузы в различные точки России и зарубежья.
С 2015 года работа сортировочной горки на 81% ведется в автоматическом режиме, что позволяет в разы ускорить время сборки поездов. На текущий момент вручную осуществляется только роспуск вагонов, остальные действия полностью автоматизированы.
За эффективным функционированием системы пристально следит команда диспетчеров и операторов. Если наблюдаются отклонения, сотрудник немедленно включается в работу и устраняет выявленные неполадки. Таким образом, вероятность возникновения аварий, связанных с неправильным формированием вагонов, сводится к минимуму.
Благодаря сортировочной горке удается оперативно подобрать грузовые вагоны согласно установленным длине и весу будущего поезда. При сборке составов поездов выбирается оптимальная скорость для стыковки — не более 5 км/ч.
В среднем один состав поезда собирается пять часов. Всего за сутки стараниями команды железнодорожников на станции формируются порядка 3200 готовых поездов.
Поезд для ликвидации последствий крушений
Уникальный восстановительный поезд существует в арсенале станции Нижний Новгород — Сортировочный.
В состав восстановительного поезда входят платформы с тяговой техникой, железнодорожными кранами и специальным оборудованием. Кроме того, в поезде присутствуют вагоны для перевозки рабочих и медицинских бригад, где созданы все необходимые условия: кухня, санузел, душевая комната, водопровод, система обогрева. Капитальный ремонт в административно-бытовом вагоне проведен совсем недавно.
Когда происходит серьезное крушение, останавливается движение на всем полигоне ГЖД. Тогда перед опытной бригадой восстановительного поезда встает важная и ответственная задача — возобновить функционирование железной дороги. Бригада из 20–25 человек направляется к месту аварии, чтобы в кратчайшие сроки устранить последствия происшествия.
За последние семь лет бригада восстановительно поезда станции Нижний Новгород — Сортировочный провела 35 выездов на аварийно-восстановительные работы. Так, штат принимал участие в ликвидации последствий аварии, которая произошла в Дзержинске в 2016 году, когда с рельсов сошел грузовой поезд.
В целом, железная дорога — это целый организм, каждая отдельная составляющая которого — важное звено, заслуживающее внимания.
В этом году Горьковской железной дороге — филиалу ОАО «РЖД» исполнилось 155 лет. Ежегодно по ней перевозят 92 миллиона пассажиров и более 44 миллиардов тонн различных грузов.
Фото автора