Top.Mail.Ru

Александр Герасименко: «Такого в истории Нижегородской области, Нижнего Новгорода не было никогда»

115
16+

Борский мост, четырехполосная дорога на проспекте Молодежном, набережная Волги, улицы Бетанкура и Самаркандская, площадь Киселева и ряд других объектов будут сданы в 2017 году. Всего на ремонт, капитальный ремонт, реконструкцию автомобильных дорог в ходе подготовки к ЧМ-2018 городу выделяется 3 миллиарда 200 миллионов рублей, и региональный Минтранс участвует в подготовке программы финансирования этих объектов. А до 2025 года в рамках программы «Безопасные и качественные дороги» область и город получат около 32 миллиардов рублей. О планах по совершенствованию и развитию дорожной сети региона рассказывает министр транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области Александр Герасименко.

— Александр Анатольевич, хотелось бы подвести итоги прошедшего года: что удалось сделать по ремонту, восстановлению, строительству новых дорог в Нижегородской области?

— У нас на балансе 13 000 километров областных дорог. Их ремонт и содержание — основная задача нашего министерства. Но с учетом того, что мы задействованы в очень крупных проектах, таких, например, как строительство Борского моста, нам в этом году удалось отремонтировать около 300 километров автомобильных дорог. Это не мало, но и, конечно, не много. Если говорить о нормативном ремонте, то в год необходимо делать не менее 1000 километров. К этому и стремимся, но, сами понимаете, мы в этом году реализовали знаковый для Нижегородской области проект, который ждали с 2008 года — построили третью очередь Южного обхода протяженностью 14,6 километра. Это первая техническая категория, это скорость 110 километров в час, это развязки на разных уровнях, мосты, путепроводы — порядка 760 погонных метров искусственных сооружений было построено только на данном участке. Главное же в том, что основная доля транзитного транспорта ушла из города. Мы освободили «Мегу», Мызу, Молитовский мост, Ольгино, Кстовское направление. То есть выполнили широкомасштабную задачу — разгрузили городскую сеть и областные дороги.

Кроме этого, в 2016 году к семи населенным пунктам, которые не имели до этого круглогодичной связи с трассами с твердым дорожным покрытием, построены новые автомобильные дороги общей протяженностью 36 километров. Это очень хороший показатель для нас, и мы ежегодно увеличиваем количество вновь построенных километров. Плюс расширение и капитальный ремонт дороги в Афонино. Практически, она уже приняла необходимые очертания, остается разобраться с коммуникациями, и в конце лета мы введем ее эксплуатацию. Эта дорога будет иметь четыре полосы движения, будут построены шумозащитные экраны, два надземных пешеходных перехода — в районе школы и конечной остановки автобусов. Мы увидим разметку пластиком и новое освещение. Считаю, что это тоже основополагающий проект для Нижегородской области.

— На ваш взгляд, все это как-то помогло улучшить положение дел с аварийностью в регионе?

— Президент РФ Владимир Владимирович Путин много раз отмечал, какие серьезные денежные средства федерация вкладывает в ремонт, реконструкцию, строительство автомобильных дорог. Результаты не заставляют долго ждать: сегодня мы видим, что именно с учетом приведения трасс в нормативное состояние, реализации всего комплекса мероприятий, связанных с безопасностью дорожного движения — нанесением терморазметки, устройством пешеходных переходов, ограждений, оборудованием магистралей комплексами фотовидеофиксации — ситуация с аварийностью на дорогах серьезно улучшилась. Не только ДТП становится меньше, но и тяжесть их последствий уже не такая. ГИБДД ведет статистику и она показывает, что в Нижегородской области мы имеем позитивные показатели — аварийности снижается.

— Автомобилисты и без статистики видят, по каким дорогам приходится ездить. Помнят на своем маршруте каждую ямку и кочку, объезжая их почти не глядя. Похвально, конечно, но это не делает чести дорожникам, которые могут класть асфальт и в дождь и снег. Как правило, такого ремонта хватает не надолго. Кто и как следит за работой подрядных организаций, и отвечают ли они реально за свой брак?

— Как уже говорилось, наша сеть очень разветвленная — 13 000 километров. Конечно, у нас есть заказчик, который за ней следит — Главное управление автомобильных дорог. В каждом муниципальном образовании имеются подрядные организации, задача которых ее содержать. Да, у нас не все хорошо с дорогами — мы это признаем, понимаем, знаем и говорим об этом. Дорожная сеть Нижегородской области сегодня изношена практически на 70 процентов. И ямы на дорогах возникают не из-за того, что их плохо отремонтировали в межремонтные сроки, а в следствие как раз этого самого износа. Толщина асфальтобетона достигает всего нескольких сантиметров, а нагрузки зашкаливают… Такая дорога не соответствует реалиям ни по интенсивности движения, ни по грузоподъемности.

В то же время, я не скажу, что у нас имеются какие-то проблемы по качеству. Потому что наш заказчик укомплектован лабораторией, контроль качества осуществляют хорошие специалисты. Лаборатория выезжает на места, делает анализы асфальтобетона, который укладывают подрядные организации. Кураторы в каждом районе также визуально осматривают дороги. Если говорить о ремонте, то имеются межремонтные сроки, есть гарантийные обязательства подрядчиков. Минимальный гарантийный срок составляет пять лет. В течение пяти лет дорога мониторится и подрядчик за счет собственных средств, если происходит ее разрушение, выполняет ремонт. Это однозначно, это не обсуждается. И я не припомню случая, чтобы через суд заставлять кого-то исправлять свои недоработки.

То, о чем вы говорите, когда погодные условия не позволяют вести ямочный ремонт, но дорожники все равно его делают — это они выполняют обязательства за счет собственных средств. Почему они на это идут в плохую погоду? Возможно, потому что нарушение покрытия на дорогах влияет на безопасность. Потому что за все аварии, которые, не дай Бог, происходят на этой дороге по вине дорожников, они же ответственность и несут.

— Если посмотреть на карту области, какие районы в плане поддержания и развития дорожной сети наиболее благополучные, а где имеется отставание, и с чем это связано?

— В разных районах области гидрогеологические и геологические условия абсолютно разные, поскольку мы находимся и во второй, и в третьей климатической зоне. А дороги, в основном, были построены в 50-е — 60-е годы и понятно, под какие нагрузки — ГАЗ-52 и ЗиЛ-130 ездили по этим дорогам. Если в советское время интенсивность движения рассчитывалась на срок до 30 лет, то сейчас она в течение двух лет увеличивается в двадцать раз. Поэтому современным нагрузкам наши дороги, конечно, не соответствуют. Но надо сказать, что есть у нас районы, которые действительно благополучно выглядят с учетом их расположения. Например, Сокольский, Городецкий. По Тоншаевскому району ситуация меняется в лучшую сторону, неплохо обстоят дела с дорогами в Первомайском районе, уже в этом году будут проведены серьезные работы в Богородском, Дивеевском, Кстовском. Довольно показателен в плане улучшения ситуации с состоянием дорог Перевозский район.

— Средств на ремонт и строительство новых дорог всегда не хватает, а достаточно ли технических ресурсов, специалистов, качественных материалов, чтобы из года в год выполнять намеченные планы?

— Хотелось бы, чтобы работа была плановой. Но сегодня у нас бюджет пляшет по синусоиде: то мы взлетаем с объемами, то падаем. А дорожник для того, чтобы существовать, развиваться должен иметь постоянные, стабильные объемы. Если ежегодно на дороги будет выделяться в районе 5 — 10 миллиардов рублей, я смогу сказать, что подрядные организации подстроятся под эту систему, и конечно, они укомплектуются необходимыми мощностями.

Проблема со специалистами существовала всегда. Даже когда я поступал в 1985 году в институт, специальность «Автомобильные дороги» считалась остродефицитной — не очень на нее шли. А ведь воспитание специалистов — это очень серьезное дело. Нельзя посадить на асфальтоукладчик, каток, автогрейдер, экскаватор простого рабочего, легко обученного человека и требовать, чтобы он качественно управлял этой техникой. Однако полученный им элементарный опыт позволяет-таки допускать его к ней. Все это потом сказывается на ровности покрытия — образуется волна, какие-то другие проблемы возникают. И все же, специалисты для тех объемов, которые мы осваиваем, есть. Мы же построили в кратчайшие сроки обход Нижнего Новгорода, Борский мост практически начали в 2014 году, а уже в 2017-м вводим его в эксплуатацию. А это, между прочим, огромный федеральный объект. Давно таких сооружений мы не возводили: последний мост через Волгу был построен в 1964 году. Значит, у нас есть ресурс. Да, хотелось бы, чтобы его было больше, потому что нам очень много необходимо строить, реконструировать. Поэтому специалисты — это основа основ, без них мы не обойдемся даже при наличии финансирования.

— Все-таки, в городском хозяйстве вы участвуете, несмотря на то, что областное министерство. В каких случаях вы подключаетесь?

— Да, в рамках подготовки к проведению Чемпионата мира по футболу Главное управление автомобильных дорог было назначено ответственным за выполнение ряда мероприятий, связанных с реконструкцией и строительством дорог в месте проведения игр ЧМ-2018 и на проспекте Молодежном. То есть на городской земле мы являемся заказчиками. Плюс совместно с Нижним Новгородом готовятся проекты для реализации федеральной программы «Безопасные и качественные дороги», в которую нас включили. На сегодняшний день городу выделяется 3 миллиарда 200 миллионов рублей на ремонт, капитальный ремонт, реконструкцию автомобильных дорог в рамках подготовки к ЧМ-2018, и мы участвуем в подготовке программы финансирования данных объектов. Также нас привлекают к контролю качества выполнения работ. Мы вплотную работаем с городом и понимаем, что здесь нужно делать.

— ЧМ-2018 стал своеобразным локомотивом дорожного прогресса?

— Очень много будет сделано в городе в этом году. Автомобильных дорог только отремонтируем на 2 миллиарда 100 миллионов рублей. А будет еще капитальный ремонт улицы Самаркандской, строительство площади Киселева, набережной реки Волга, двухуровневых пешеходных переходов в районе стадиона. Общий объем инвестиций, как я уже сказал, — 3,2 миллиарда рублей. Такого в истории Нижегородской области, в истории Нижнего Новгорода не было никогда. Я считаю, что жители оценят ту работу, которую выполнят подрядные организации. До 31 марта должны быть проведены все конкурсные процедуры в рамках подготовки данной программы, чтобы своевременно в нормальных температурных условиях выполнить все работы. Конечно, нижегородцам придется набраться терпения, потому что в трафики движения будут внесены определенные изменения, не всем это понравится, но зато мы получим дороги, которые будут в нормативном состоянии.

— Население Мещерского озера очень недовольно планами строительства дороги вдоль Волги…

— Всегда есть недопонимание, у каждой идеи есть как сторонники, так и противники. Возможно, это связано и с тем, что люди не пытаются узнать и понять, что на самом деле будет строиться. Город не объясняет, что в итоге получат нижегородцы, и проблемы возникают у нас, как у заказчика работ. Ведь будет великолепная набережная с дорогой с четырьмя полосами движения, с пешеходными тротуарами, с новым освещением, с велосипедными дорожками. Строительство этой дороги только украсит наш город, особенно в районе набережной.

— А что экологи говорят?

— Все в порядке, проект прошел все необходимые согласования.

— Но ведь люди любят отдыхать на песчаном берегу…

— Есть сложности по песчаному берегу, но эта дорога — развитие города. Ее изначально заложили в генплан, как и проспект Молодежный, а мы работаем только по утвержденным планам. Думаю, после того, как дорога будет построена, мы будем иметь только позитивное отношение жителей.

— Насколько может измениться ситуация с ремонтом, реконструкцией и строительством новых дорог в регионе, в связи с его включением в федеральную программу «Безопасные и качественные дороги»?

— Итак, в 2017 году на ремонт городских дорог будет выделено 2 миллиарда 100 миллионов рублей. Плюс мы участвуем в программе областными денежными средствами. То есть за счет средств областного, федерального, муниципального бюджетов дороги в стокилометровой зоне вокруг Нижнего Новгорода будут приведены в нормативное состояние. Основные магистрали — Нижний Новгород — Касимов, Шопша — Иваново, Богородское, Порецкое, Кировское направления. Программа долгосрочная, она действует до 2025 года и на ее реализацию в Нижегородской области будет выделено порядка 32 миллиардов рублей, в том числе и на строительство новых дорог.

— Можно ли рассчитывать на то, что эта программа позволит поддерживать и строить дороги не хуже, чем в Европе?

— Возьмите обход Нижнего Новгорода: по состоянию покрытия, по уклонам, по обустройству это — дорога европейского уровня. Ничем ему не уступает. Да, наша сеть сегодня изношена, но благодаря таким объектам мы видим, что ее состояние меняется в лучшую сторону.

— Будут ли в обозримом будущем реализованы крупные проекты, подобные транспортным развязкам в районе Московского вокзала, Борского моста, которые серьезно разгружают транспортные артерии города и области?

— По Нижнему Новгороду программой «Безопасные и качественные дороги» предусмотрено строительство дублеров проспекта Ленина и Гагарина, которое запланировано на 2018 — 2019 годы. В области продолжится строительство Борской транспортной системы, а именно обхода поселка Неклюдово с выходом на Золотово: в ближайшее время проект пройдет государственную экспертизу, затем будут проведены конкурсные процедуры, и в сентябре мы стартуем. Это тоже крупный объект с искусственным сооружением через железную дорогу — всего будет построено около четырех путепроводов, то есть транзитный транспорт будет полностью обходить Бор. Второе направление тоже крупное и важное: идет подготовка к строительству четвертой очереди Южного обхода. Реализация проекта планируется с 2017 по 2019 год за счет средств федерального бюджета. Протяженность участка составит более 34 километров, стоимость — порядка 24 — 28 миллиардов рублей. В наших планах — строительство обхода Балахны. А в ближайшее время возьмемся за реконструкцию богородского направления: мы видим, как там жилье развивается, поселки строятся, поэтому в скором времени будет подготовлен проект по капитальному ремонту участка дороги от КП «Ольгино» до Богородска — до четырех полос с развязкой у «Ольгино», чтобы разгрузить направление на Мордовию, Арзамас. Это — большой проект, к реализации которого мы приступим после того, как закончим строительство Борской транспортной системы.

Беседовал Александр Шеронов