В конце прошлой недели, 18 апреля, у нижегородских женщин случился настоящий праздник. Дело в том, что на открытие своей персональной выставки приезжал известный российский художник Никас Сафронов.
Как известно, его обаянием и умением общаться с женщинами можно только восхищаться. Вот и на этот раз каждой представительнице прекрасного пола при входе на выставку была подарена белая роза, гостям предложен бокал шампанского, для всех присутствующих звучала живая музыка.
Перед началом торжественной церемонии открытия экспозиции состоялась встреча нижегородских журналистов с художником, на которой пресса выяснила, что такое верность для художника, почему женщина — это кошка и есть ли место экспериментам в жизни Никаса Сафронова.
Культурный запас жителей Нижнего Новгорода
«Очень люблю этот город и с удовольствием сюда приезжаю. Когда-то мы познакомились с Валерием Шанцевым. Я писал его портрет, когда он был вице-мэром Москвы. А потом Валерий Павлинович стал губернатором Нижегородской области и пригласил меня сделать здесь выставку. Это было четыре года назад.
Нижний Новгород - очень красивый город со своей харизмой, достопримечательностями и культурным наследием. Здесь есть все: от горьковского автомобильного завода до высочайшей культуры, которая представлена здесь как нигде в России. Конечно, делать выставку в городе, где есть высокообразованные люди с огромным культурным запасом, балансом, необычным взглядом на жизнь и творчество — это, по-моему, большое удовольствие для любого художника, в том числе и для меня».
Кошки, собаки и прочие люди
На данной выставке известный художник представил вниманию нижегородцев несколько картин из серии «Женщины-кошки». Вопрос банальный: почему кошки?
«Я считаю, что мужчина — это барбос, а женщина — это кошка. Как-то я писал портрет одного человека, и мне не понравилось то, что получилось. Тогда я решил сделать новый портрет. А чтобы тот холст не пропадал, написал барбоса. Ко мне пришли заказчики, увидели первую картину и сказали: „Ну, вылитый Иван Васильевич, вылитый барбос!“. <…> Женщина-кошка — это очень символично и близко к правде, поэтому я пишу женщин-кошек. Изучая кошек, мы можем понять самих женщин. И, наоборот, если ты знаешь женщин, потом легче общаться с кошками. У меня всегда были кошки. Для меня особая загадка и женщина, и кошка. Хочу большого жирного кота мейн-куна».
Четыре составляющих творчества по версии Сафронова
«Я считаю, что быть конъюнктурным не так и плохо. Слово „модный“ воспринимается негативно, но на самом деле модным был и Рафаэль, и Микеланджело. Конъюнктура — это не умение быть в теме и привлекать внимание. Конъюнктура — это в первую очередь умение правильно предложить свой товар, свое искусство. И оно (искусство — прим.ред.) может быть интересным не только сегодня, но еще и вчера, и завтра.
У меня есть четыре составляющих творчества: профессионализм, обязательность, духовность и патриотизм. Хорошо, если человек владеет кисточкой и рисует какие-то положительные вещи. Я сам позитивный человек и работаю в некоем позитиве».
Что вдохновляет художника?
«Я вдохновляюсь всем: интересными людьми, природой, какими-то неожиданными вещами. Недавно я проводил мастер-класс в Минске. На него пришли две девочки, которые рисовали очень плохо. В зале кто-то начал над ними хихикать. И у меня в этот момент был такой всплеск эмоций, что я не выдержал и ушел. Это все человеческий фактор. Когда тебя любят, ты будешь больше делать, когда тебя критикуют - ты переживаешь. А ведь хорошее слово и кошке приятно, и художнику. Он (художник — прим.ред.) все-таки человек более ранимый. Его вдохновляет и обижает все, что связано с его страной, миром, близкими людьми и так далее».
Верность и творческая личность — понятия совместимые?
«Я был и не был верен. Зависит от периодов, состояния и от самого человека. Приятно, когда ты увлекаешься не только эмоционально, сенсуально, но чувствуешь, что рядом с тобой друг и партнер. Вот тогда, наверное, не хочется изменять. Измена всегда разная. Она может быть физической, а может быть духовной. Я считаю, что нужно быть преданным».
Портреты настоящих личностей
«Недавно я был в Белгороде, и там мне встретился шахтер. Настолько интересное лицо! Необычный, красивый, харизматичный человек. Его портрет я пишу сейчас. Надо сказать, что я пишу исключительно личностей. Они все разные. Это могут быть не только люди богатые, но и врачи или учителя. Главное, чтобы это была личность и чтобы она была мне интересна.
В свое время я переписал всех: актеров, доярок, рабочих, нищих. Сейчас я пишу людей, которые могут быть яркими личностями. Не так давно я закончил портрет Стивена Сигала. Кстати, он приезжал ко мне на день рождения. Хочу сказать, что если мне человек неприятен или неинтересен, я не буду писать его портрет. Наличие у меня каких-то денежных средств дает мне право отказать кому-то. Я никогда не женился по расчету, никогда не дружил по расчету и никогда не пишу по расчету. Я самодостаточный. Но как профессиональному художнику мне интересны разные люди».
О портрете Юлии Тимошенко
«Я отказался писать портрет Тимошенко, как ни странно. Однажды я делал карикатуру, какой-то шарж на нее. Это было, да, но писать портрет Тимошенко я не стал».
Некрасивые и привлекательные
«Иногда идет такая красавица, просто мировая модель, но с ней рядом какой-то плюгавенький, хромой, горбатый парень. И думаешь в такие моменты, а что она вообще в нем нашла. Ну, значит, что-то нашла. А уж если она оказывается из богатой семьи, а он вообще нищий, слесарь-сантехник, то в нем наверняка что-то есть. Я думаю, что просто есть вещи, которые очень трудно понять со стороны. Вот, например, у Дали была жена Гала. Без слез нельзя было посмотреть! Но, наверное, в ней было что-то магическое. Столько мужчин сходило с ума по ней! Все индивидуально».
Фильмы о животных заряжают позитивом
«Советую всем смотреть позитивные фильмы на каналах „Discovery“ и „Animal planet“. В общем надо смотреть фильмы, связанные с животными, жизнью с тем, чтобы мы задумались, что происходит в мире. Мы катимся вниз с огромной скоростью. Экология в таком состоянии! Животный мир исчезает, каждый день пустыни завоёвывают два километра пространства. Люди не понимаю, что творят. Охотники убивают, нефтяники добывают, и мы уже не можем остановиться. Нас должно волновать не то, какой там голос у Киркорова или за кого вышла Пугачева. Нужно думать о позитивных вещах: детях, мире, экологии, народе, близких и друзьях. Сегодня фильмы ужасные, а должны быть позитивные, человеческие».
Об экспериментах в живописи
«Я люблю экспериментировать. У меня есть разные направления. Они удачные и неудачные, но я люблю работать. Это мое призвание. Я просто ничего другого делать не умею. У меня много энергии, сил хватает, поэтому у меня нет помощников. Благодаря поискам я открыл для себя такое направление, как „Dream vision“. Кстати, несколько картин этого направления представлено здесь, на выставке в Нижнем Новгороде. Но мне предлагают сделать отдельные экспозиции этих картин в Европе и Японии».